Вещь


Вещь, предме́тмногозначный термин, входящий в базовые понятия многих направлений науки и широко используемый в обыденной жизни. Понимание вещи как части материального мира может рассматриваться как основа системы мировоззрения и познания.[1][2]

Теория вещи объединяет теорию мышления, мистицизм, психоанализ, экономическую теорию и теорию ценности.[3] Аналитический поворот, связанный с изучением вещи как объекта произошел в XX веке. «Большинство теорий, сформировавшихся в преддверии Новейшего времени, не просто обозначили предметность как основной сюжет, а выбрали объект основой аналитической схемы».[4] К работам, рассматривающим теоретические аспекты вещи относят концепции Карла Маркса,[5] теорию Дара Марселя Мосса,[6] семиотику Ролана Барта,[7] а также теорию знака Фердинанда де Соссюра, который рассматривал возможность отражения вещи в языке.[8]В теории вещи обозначают несколько базовых аспектов.[1] Вещь представляют в понятиях целого. Она постулируется как единая, завершенная в своих качествах система.[2] Одновременно с этим вещь рассматривают как часть, фрагмент, отрывок.[9] Вещь свидетельствует о предметности мира. Одновременно она является элементом системы знаков. Вещь является основой языкового индекса. Проблематику вещи связывают с концепцией бытия и времени.[10] Концепция вещи связывает сознание с идеей вечности. «Возможность существования вещи — это возможность существования концепта жизни».[11]Утрата функционального смысла и смысловая составляющая затрудняют участие вещи в системе обмена.[1] «Сбой процесса обмена делает предмет магическим инструментом, лишает ее рационального эквивалента, превращает в ритуальный и символический инструмент».[12]

Вещь — одна из основных онтологических категорий, отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования. В общем понимании вещь характеризует количественную характеристику материи. Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик вещи являются её свойства, а место и роль данной вещи в определённой системе выражаются через её отношения с другими вещами.

Подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъекту и к условиям его познания, называется вещью, вещью в себе или о себе (нем. Ding an sich, по Канту). В этом своём значении понятие вещи противополагается, с одной стороны, тому, что не имеет действительного бытия, а только мнимое или воображаемое, а с другой стороны — тому, что хотя и существует, но лишь в другом или при другом, как его свойство, атрибут и т. п.

В этом смысле и духовное существо, человек, определяется как вещь, как вещь мыслящая (по Декарту — лат. res cogitans, фр. chose pensante). В более тесном смысле вещами называются только предметы бездушные и страдательные в противоположность существам одушевлённым и деятельным.