Выставка одиннадцати ленинградских художников 1972 года


Выставка «Одиннадцати»  — проект ЛОСХ, осуществлённый в 1972 году по инициативе художников Г. П. Егошина и В. В. Ватенина в новом выставочном зале СХ РСФСР на Охте, ставший заметным событием в художественной жизни Ленинграда 1970-х гг.[1] Участниками выставки стали одиннадцать человек, представлявших «левое» крыло ЛОСХ, благодаря чему за ней закрепилось неофициальное название «выставки одиннадцати».

Ведёт начало от одноимённой выставки, организованной в 1972 году. «Группа „Одиннадцати“» возникла в Ленинграде в 1972 году, объединив несколько художников, называемых также "художниками левого ЛОСХа". Объединение носило исключительно творческий характер. Внутри организации Ленинградского отделения Союза художников существовали в то время и другие художественные группировки, собранные вокруг последователей художников русского авангарда. Художники, входившие в «Группу „Одиннадцати“», склонялись к более умеренной позиции и не отходили полностью от позиций реалистического искусства; они лишь противопоставляли индивидуальное творческое видение официальному искусству соцреализма.

Все входившие в группу художники имели немалый творческий опыт, имена многих из них были известны. Они принадлежали к поколению ленинградцев, родившихся задолго до Великой Отечественной войны, в период с 1917 по 1937 год, переживших блокаду. Иногда их называли «детьми хрущёвской оттепели». По мнению одного из её участников, Л. Ткаченко, группа могла возникнуть только после XX съезда партии, когда Хрущевым был разоблачен культ личности Сталина. «Это было время, когда в художественной среде стал допустим образ мысли, более свободный по сравнению с общепринятым. Это была атмосфера творческого брожения. Только в ней могла возникнуть группа самостоятельных по творческим воззрениям художников. Наша самостоятельность выражалась в том, что каждый из нас стремился в живописи выразить себя, а не „служить обществу“».[2]

«Идеологом» художественного объединения стал искусствовед Л. В. Мочалов, писавший: «Участников выставки, кроме их личных дружеских связей, объединяет стремление преодолеть инерцию восприятия натуры, неприятие штампов… Их объединяет стремление уйти от дидактики, от иллюстративности, стремление расширить спектр выразительных возможностей реализма», и определяющий их общий творческий принцип: «не отказ от предметности, но интерпретация предмета».[3]

Живопись «одиннадцати» не тяготела ни к русской беспредметности, ни к нефигуративному искусству, ни к модернистскому искусству Запада. Но достаточно отличалась от искусства социалистического реализма: художники не навязывали зрителю идеологии, нередко работали в «нейтральном» жанре натюрморта, отказывались от предметности для усиления выразительности, ушли от глухой академической гаммы, развивая собственный колорит. Живописец Завен Аршакуни говорил, что он допускает для себя возможность написать любой цвет любым цветом.