Галера


Гале́ра (итал. galera) — деревянный военный корабль, использующий для передвижения преимущественно вёсла[1].

В узком смысле слова галерами назывались известные начиная со средневековья характерные парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна с одним рядом вёсел и одной — двумя мачтами, несущими латинское парусное вооружение, которые впоследствии получили распространение по всей Европе. Между тем, сегодня по аналогии с ними галерами в широком смысле принято называть все подобные гребные и парусно-гребные боевые корабли этого региона, известные в нём с древнейших времён и имеющие несомненную связь с происходящими от них галерами более позднего времени. Термин «галера» происходит в Италии XII века от среднегреческого названия одного из типов корабля византийского военного флота — галеи. Происхождение самого греческого термина не ясно.

Имеющийся в настоящее время объём информации не позволяет в подробностях восстановить ход исторического развития галеры как высокоспециализированного типа преимущественно гребного боевого корабля Средиземноморского бассейна. Тем не менее, современное состояние вопроса позволяет вполне определённо говорить о наличии единого процесса, корни которого теряются в глубокой древности до начала письменной истории.

Древнеегипетская цивилизация была теснейшим образом связана с Нилом, он же был главной транспортной артерией, что способствовало раннему развитию судостроения. В то же время, сухой климат и погребальные обычаи древних египтян способствовали хорошей сохранности археологического материала. Благодаря этому мы имеем о судостроении Древнего Египта достаточно обширные сведения по сравнению со многими более поздними эпохами. Вместе с тем, о древнеегипетских боевых кораблях нам мало что известно — некоторым образом судить о них можно лишь по изображениям, а также оставшимся в археологической летописи судам иного назначения.

Большинство древнеегипетских судов имели характерную форму корпуса, современными исследователями часто уподобляемую апельсиновой корке или полумесяцу — с симметричным профилем, образованным высоко поднятыми носом и кормой. Форма эта была обусловлена частой необходимостью приставать к необорудованному берегу, а также применяемыми в строительстве технологией и материалом.