Дарданеллы


Дардане́ллы (греч. Δαρδανέλλια, Δαρδανέλια) (тур. Çanakkale boğazı омонимично городу на его берегу) — пролив между частями света Европой (Балканский полуостров) и Азией (полуостров Малая Азия)[1] в Турции. Пролив Чанаккале соединяет Эгейское море с Мраморным[1], а в паре с Босфором — и с Чёрным. Длина пролива — 60 км, ширина — от 1,3 до 27 км (по другим данным — до 18,5[2]), глубина на фарватере 29—153 м[1]. На европейском берегу — порт Гелиболу, на азиатском — Чанаккале[2][1].

Пролив Дарданеллы получил название в честь расположенного рядом города Дардании[4], по преданию основанного Дарданом, родоначальником племени дарданов[5]. Пролив назывался Геллеспонтом, морем Геллы по имени дочери Атаманта, царя Фессалии, которая, спасаясь от мачехи Ино вместе с братом Фриксом, утонула в проливе при переправе[6].

Из-за разности солёности Левантийского и Чёрного морей в проливе существуют два постоянных течения, текущих в противоположных направлениях: опреснённые черноморские воды поступают по поверхности со средней скоростью 1—1,5 узла из Мраморного моря вдоль европейского берега, придонное течение — из Эгейского моря в Мраморное[7][8].

В античное время главным городом здесь был Абидос. После перехода азиатского берега к туркам (1352 год) его место занял портовый город Чанаккале.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. В ходе Первой Балканской войны греческий флот дважды нанёс поражение турецкому при входе в проливы: в сражении у Элли (16 декабря 1912 года) и при Лемносе (18 января 1913 года), после чего османский флот не решался более выходить из Дарданелл. Во время Первой мировой войны в 1915 году за них шли тяжёлые затяжные бои между Турцией и Антантой.

В 2016 году, в рамках строительства транспортного кольца вокруг Мраморного моря, начались работы по возведению моста «Чанаккале-1915» через Дарданеллы — специально оборудованное судно приступило к буровым работам перед установкой опор моста[9]. Мост соединит населённые пункты Коджавели в уезде Лапсеки (провинция Балыкесир) в азиатской части и Сютлюдже в европейской части близ города Гелиболу (провинция Чанаккале). «Чанаккале-1915» будет самым длинным подвесным мостом в мире, протяжённость его основного пролёта составит 2023 м, общая протяжённость от берега до берега — 3869 м. 18 марта 2017 года в городе Чанаккале состоялась церемония закладки первого камня в рамках проекта строительства автомобильного моста через пролив Дарданеллы[10].


Античный Геллеспонт