Глупость


Глу́пость — абстрактное понятие, подразумевающее под собой низкую степень интеллекта. Глупого человека называют глупцом.

Неспособность самостоятельно мыслить и принимать рациональные решения во многих аспектах жизни. Проявляется также в невозможности давать ответы на вопросы, в поведении и некоторых проявлениях личности (чаще в социальных ситуациях)[1]. С точки зрения психологии временная глупость также может быть обусловлена защитной реакцией на горе[2] или психологическую травму[3]. Глуповатость соответствует низкой степени интеллектуального развития, при этом не доходя до физического отклонения — лёгкой умственной отсталости (дебильности)[1]. Некоторые психиатры (Биликевич (1960), Лемке (1960)) выделяли «физиологическую глупость» — интеллектуальный уровень, находящийся на грани между нормой и патологией[4]. Биликевич рассматривал гипофрению как нижнюю границу нормального интеллекта, при этом не считал её психопатологией[4]. В. П. Сербский противопоставлял «физиологическую глупость» олигофрениям (умственной отсталости)[5]. В. Х. Кандинский относил «простую глупость» (вместе со странным характером) к ненормальным, но не болезненным состояниям, которые не исключают вменяемости[6].П. Б. Ганнушкин выделял «психопатов» (лиц с расстройством личности), называемых «конституционально-глупые»[7]. Их отличительная черта — глупость, врождённая умственная недостаточность, не доходящая до состояния дебильности. Их интеллектуальное состояние оценивается как находящееся на границе между психическим здоровьем и психической болезнью[7]. Из современных классификаций близким понятием является пограничная умственная отсталость («пограничное интеллектуальное функционирование» в американской классификации DSM-5, 2013).

Разновидностью физиологической глупости или конституционально-глупого типа психопатии является «салонное слабоумие» (нем. Salon Blödsinn), выделенное Эйгеном Блейлером, при котором внешне образованная, но построенная на шаблонах речь и усвоенные манеры маскируют низкий интеллектуальный уровень[4]. Гилберт Райл писал, что глупость и незнание — это вещи различного сорта, так как ловкий в спорах и шутках человек может с трудом умещать в своей голове элементарные истины[8].