Burning Man


англ. «Burning Man» (МФА: 'bɝnɪŋо файле МФА: mænо файле «Горящий человек») — ежегодное мероприятие, проходящее в пустыне Блэк-Рок в штате Невада на западе США. Событие начинается в последний понедельник августа в 00:00 и длится восемь дней. Последний день приходится на День Труда, официальный праздник, отмечаемый в США в первый понедельник сентября, выходной день для большинства организаций. Кульминация происходит в субботу после заката, когда сжигают огромную деревянную статую человека.

Сами организаторы определяют событие как эксперимент, но не фестиваль[1], по созданию сообщества радикального самовыражения, при этом полностью полагающегося только на себя (англ. radical self-expression, and radical self-reliance)[2]. На неделю в пустыне устанавливаются произведения современного искусства, часто фантастических форм. Некоторые из них сжигаются создателями до окончания «Burning Man». Там ездят сотни «мутированных» машин (англ. mutant vehicles) самого невероятного вида, многие участники ходят в костюмах персонажей из произведений искусства и культуры, зверей, предметов и так далее. Приехавшие в пустыню артисты дают выступления, популярны различные танцы. На нескольких танцполах круглосуточно работают диджеи. Вместе с тем, каждый участник ответственен за своё жизнеобеспечение (питание, воду, защиту от жары, ветра, холода, место для ночлега и так далее) и очистку пустыни от каких-либо следов своего пребывания; обо всём этом надо позаботиться заранее.

Фестиваль «Горящий человек», родился благодаря поездкам в пустыню «Зонального общества» 1986 года, появившегося благодаря фильму Андрея Тарковского «Сталкер» 1979 года[3][4]. Впоследствии круг участников фестиваля расширился и переместился в пустыню в штате Невада[5].

Событие Burning Man не имеет одной выделенной цели своего проведения. В большей мере событие создаётся самими бёрнерами (англ. burners - буквально: жгущими) — рядовыми участниками, которые призываются к выражению сообщества, искусства (в виде так называемых инсталляций), абсурдности, декоммодитизации (англ. decommoditisation, коммодити - это безликий товар), и общего веселья. Организаторы призывают к активному участию в событии, посещение события в качестве наблюдателя не одобряется.

На Burning Man невозможно что-либо купить, кроме льда и кофе. Функционирует зона на экономике подарков, потлача, все предметы тут — еду, напитки или даже одежду — принято даже не обменивать, а безвозмездно дарить. Один из основателей события Ларри Харви объяснил это так: «„Burning Man“ — это семейный пикник. Вы же не будете что-то продавать своим, вы просто поделитесь».[6]