Емельянов, Валерий Николаевич


Вале́рий Никола́евич Емелья́нов (24 мая 1929, Москва — 9 мая 1999, Москва) — советский и российский арабист и общественный деятель, преподаватель арабского языка и иврита, кандидат экономических наук.

Входил в так называемый «антисионистский кружок», бывший частью русского националистического движения в СССР, получившего известность как «русская партия»[1]. Один из основателей русского неоязычества[2], представитель «первой волны» российского неоязыческого движения[3], создатель псевдоисторической концепции о древнейшей цивилизации «арийцев-венедов», автор антисемитских идей. Основатель и председатель общества «Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) „Память“» (неоязыческое крыло ультраправого Общества «Память»)[4], автор книг «Десионизация»[5] и «Еврейский нацизм и азиатский способ производства». Один из наиболее заметных «антисионистов»[6].

Окончил в Москве Институт восточных языков МГУ. Работал референтом Никиты Хрущёва по ближневосточным делам[7].

В 1963 году попал под суд за плагиат в своей кандидатской диссертации[8]. После отставки Хрущёва в 1967 году защитил диссертацию в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, после чего преподавал политэкономию, арабский язык и иврит в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза, Высшей партийной школе и ряде других вузов, работал переводчиком[7][9].

Хорошее знание арабского языка и особенности службы позволили Емельянову получить обширные связи в арабском мире, включая самых высокопоставленных лиц. Из этих источников он почерпнул своё понимание «сионизма»[7]. Являясь в начале 1970-х годов лектором Московского горкома партии, Емельянов призывал к «разоблачению» «жидомасонского заговора»[10].

С Емельяновым консультировались и просто дружили члены «антисионистского кружка» и участники движения русских националистов, получившего известность как «русская партия», И. Милованов и Ю. С. Иванов[1]. В течение 1970-х годов Емельянов тесно общался с другими развивавшими неоязыческую «арийскую» идею авторами, Валерием Скурлатовым и А. Ивановым (Скуратовым). Емельянову длительное время удавалось совмещать деятельность официального публициста и автора самиздата; в этом качестве он являлся уникальным примером в движении русских националистов. Его официальные публикации находились в общем русле «антисионистской» советской пропаганды[6].