Зырин, Николай Григорьевич


Никола́й Григо́рьевич Зы́рин (22 ноября 1909 года — 18 октября 1992 года) — советский авиаконструктор, главный конструктор ОКБ Сухого. Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.

Родился 22 ноября 1909 года в посёлке Измайлово Симбирской губернии (ныне — Барышский район Ульяновской области) в семье рабочих. В 1928 году окончил среднюю школу, был направлен на учёбу на рабфак имени В. И. Ленина.

В 1936 году окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-механик по самолётостроению»[2], но свою трудовую деятельность в области авиации начал в качестве конструктора КБ завода № 39 ещё весной 1935 года, совмещая её с учёбой. По распределению он попал в то же самое КБ завода № 39 — в ОКБ Н. Н. Поликарпова, под руководством которого за пять последующих лет прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя начальника КБ по двухмоторным самолетам. В 1940 году на заводе № 22 занимался внедрением в серию пикирующего бомбардировщика СПБ(Д).

В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года Николай Григорьевич Зырин был переведён из Москвы в Казань на эвакуированный авиационный завод № 22, где в качестве помощника главного конструктора, а в дальнейшем — начальника ОКБ занимался вопросами обеспечения серийного выпуска, доработок и модификации бомбардировщика В. М. Петлякова Пе-2.

К 1944 году в должности главного конструктора этого самолёта на заводе № 22 находился В. М. Мясищев. В сентябре 1944 года ОКБ была выделена новая производственная база в Москве — завод № 482, и после возвращения коллектива, вплоть до 1946 года, Зырин в качестве заместителя главного конструктора был ближайшим помощником прославленного советского авиаконструктора.

После расформирования в 1946 году ОКБ Мясищева Николай Григорьевич был переведён на завод № 51, где в течение года работал под началом В. Н. Челомея над созданием беспилотных самолётов-«снарядов» 10Х, 14Х, 16Х типа «ФАУ-1».