Иеровоам I


Иеровоа́м I (др.-евр.יָרָבְעָם‏‎, в Септуагинте — Ιεροβοάμ (Hieroboam)) — библейский персонаж, первый царь Северного Израильского царства после его отложения от объединенного Израильского царства в результате восстания десяти из колен израилевых. История Иеровоама описывается в 3Цар. 11:26-3Цар. 15:30 и в 2Пар. 9:29-2Пар. 13:22. В настоящее время не существует внебиблейских подтверждений его существования. Согласно Библии правил 22 года, абсолютная датировка времени правления Иеровоамa разными источниками оценивается от 975—954 до н. э.[4] до 922—901 до н. э.[5][6], согласно традиционной иудейской хронологии, период его правления датируется 928—907 до н. э.[7]

Имя Иеровоам имеет значение «да умножится народ»[8], однако существуют ещё несколько принятых толкований происхождения имени.

Согласно Библии, Иеровоам из колена Эфраима был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское, и стал основателем первой Израильской династии. В молодости он состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. Тут он узнал тяготы, которые должен был нести народ для исполнения великих строительных проектов царя, слышал ропот рабочих, видел придворные смуты и нравственную распущенность царских жен. При виде всего этого в нём проснулась гордость эфраимлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Пророк Ахия предсказал ему, что за домом Давидовым останутся только два колена, а он будет царем десяти северных колен, если проявит послушание воле Бога и будет следовать заповедям. Когда известие о пророчестве дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет, где пользовался покровительством фараона Шешонка и оставался до самой смерти Соломона.

После бунта десяти из колен израилевых против сына Соломона Ровоама, отделившиеся колена призвали Иеровоама, и он вел переговоры с Ровоамом в Сихеме. После срыва переговоров он был избран первым царем нового Израильского царства. Иеровоам укрепил границы своего царства, построил несколько новых городов и вообще много сделал для своего народа. Из опасения перед возможным объединением еврейского народа под властью царя Иудейского царства Ровоама, всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима, с его Храмом. Апогеем его политики стала религиозная реформа. На границе с Иудейским царством в Вефиле и на севере Израильского царства в Дане были установлены идолы золотых тельцов, причём Иеровоам сам совершал им жертвоприношения. Он также перенес праздник Кущей с 15 тишри, на 15-й день следующего месяца.

Основанная им династия прекратилась в лице сына его Надава, после которого израильский престол стал добычей разных узурпаторов.

В трактате Санхедрин Иеровоам упомянут среди трёх царей, которые не имеют доли в грядущем мире (Олам ha-ба) из-за своего нечестия[9].