Институт энергомашиностроения и механики МЭИ


Институ́т энергомашинострое́ния и меха́ники МЭИ (ЭнМИ, Энергома́ш; до 2002 года — Энергомашинострои́тельный факульте́т МЭИ, ЭнМФ) — один из институтов, входящих в структуру Национального исследовательского университета «МЭИ».

Энергомашиностроительный факультет в составе МЭИ был образован 10 сентября 1943 года: в этот день в соответствии с решением Государственного комитета обороны СССР директор МЭИ В. А. Голубцова подписала приказ № 407 об образовании Энергомашиностроительного факультета[1][2]. В то время для скорейшего подъёма советской энергетики, которой во время боевых действий был нанесён тяжёлый урон, требовалось опережающее развитие энергетического машиностроения, а оно испытывало нехватку квалифицированных кадров; однако в самое суровое для страны время правительство проявляло заботу о сохранении и развитии отечественного образования, науки и промышленности. Новый факультет был создан на базе Теплотехнического факультета МЭИ (в 1946 году переименован в Теплоэнергетический факультет[3])[4][5].

Инициаторами создания Энергомашиностроительного факультета стали выдающиеся учёные-машиностроители А. В. Щегляев и Л. К. Рамзин. В первые годы существования факультета он обеспечивал подготовку студентов по двум специальностям: «Котлостроение» и «Турбиностроение»[6][7]. Первым деканом ЭнМФ стал А. В. Щегляев, а его заместителем — доцент В. А. Кириллин, будущий академик АН СССР[8]. В момент образования факультета на 1-м его курсе насчитывалось 150 студентов, на 2-м — 50 студентов, на 3-м — 40 студентов[1].

С момента образования ЭнМФ утвердилась действующая и сейчас нумерация студенческих учебных групп факультета: С-n-yy, где начальная буква «С» обозначает факультет (институт) в составе МЭИ, в данном случае — ЭнергомашиноСтроительный; n — номер, кодирующий специальность, по которой обучаются студенты группы, а yy — две последние цифры года поступления в МЭИ[9].

Специальность «Котлостроение» была создана профессором Л. К. Рамзиным, который возглавил вновь образованную кафедру Котлостроения (костяк её составила часть сотрудников кафедры Котельных установок, существовавшей на бывшем Теплотехническом факультете). Кафедра осуществляла подготовку студентов по специальности «Котлостроение», позднее — по специальности «Котло- и Реакторостроение». В 1962 году кафедру переименовали в кафедру Парогенераторостроения (ПГС)[10].

Второй специализирующей кафедрой на ЭнМФ стала кафедра Тепловых двигателей, основанная ещё в 1930 году как кафедра Паротурбинных установок (первый заведующий — профессор Г. С. Жирицкий, возглавлявший кафедру до своего необоснованного ареста в 1937 году[11]) и входившая до 1943 года в состав Теплотехнического факультета. С 1938 года до своей смерти в 1970 году кафедру возглавлял А. В. Щегляев. Новое название кафедры, полученное в 1943 году, было связано с введением для её студентов дополнительной специализации по газовым турбинам. В 1950 году она была в очередной раз переименована и стала называться кафедра Паровых и газовых турбин[12].