Ислам в Крыму


Первые очаги последователей ислама появились в тогда ещё христианском (преимущественно православном) Крыму в XI—XII веках. Массовая исламизация Крыма началась в первой половине XIII века после вхождения северной части полуострова в состав Золотой Орды. В Крымском ханстве (сер. XV — к. XVIII вв.) ислам являлся государственной религией, а Крым стал очагом распространения исламской цивилизации в Северном Причерноморье[1].

После вхождения полуострова в состав Российской империи (1783) эпоха безраздельного доминирования ислама в Крыму подошла к концу в связи с демографическими изменениями и сложными миграционными процессами. В результате депортации крымских татар (1944) ислам на территории Крыма на некоторое время превратился фактически в мёртвую религию. В конце 1980-х — начале 1990-х годов с возвращением крымских татар ислам на полуострове начал возрождаться как демографически, так и институционально.

В настоящее время ислам исповедует около 15 % жителей полуострова, или около 300 тыс. человек. В большинстве своём это репатриировавшиеся крымские татары и их потомки, а также азербайджанцы, турки, татары, узбеки и представители других диаспор традиционно мусульманских народов[2].

В преданиях крымских татар повествуется о двух посланниках Мухаммеда по имени Малик Аштер и Гази Мансур, которые прибыли в Крым в VII веке с целью проповеди ислама. Разумеется, в раннесредневековую эпоху Крым представлял собой почти исключительно христианскую территорию, находившуюся под влиянием традиций Восточной Римской империи (Византии), а сам крымскотатарский этнос сложился не ранее XV века. Согласно более правдоподобным историческим источникам, ислам в Крым принесли не арабы, а тюрки из Волжской Булгарии и Хорезма[1]. Первую мечеть в Крыму воздвиг в 1262 году выходец из Бухары — мечеть была построена в г. Солхат (ныне это Старый Крым)[3], но она не сохранилась до наших дней.

В целом, период становления ислама в Крыму был сравнительно долгим. Довольно пёстрый этнокультурный состав Крыма в известной степени препятствовал его стремительной исламизации, хотя и не смог остановить её. После падения Константинополя в 1204 году и разорения Руси в 1220-х годах православные традиции крымского населения лишились своих былых внешних опор. В 1230-х годах в степной Крым вторглись монголо-татары, Северный Крым вошёл в состав постепенно исламизирующейся Золотой Орды.