Категория (философия)


Катего́рия в филосо́фии (от др.-греч. κατηγορία — «высказывание, обвинение, признак») — предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности[1]. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей.

В древнегреческом языке κατηγορία буквально — «обвинение», от κατα- — приставка, обозначающая противодействие, и ἀγορεύω — «выступаю с речью (на собрании)», от ἀγορά — «народное собрание». Изначальный смысл «обвинения» ослаблен Аристотелем до «утверждения», «высказывания». Именно в этом, втором смысле Аристотель применил слово κατηγορία по отношению к 10 наиболее общим характеристикам (признакам) вещей.

Латиняне (например, Августин и Боэций) переводили Аристотелево слово κατηγορία неологизмом praedicamentum (от praedico — объявлять во всеуслышание; реже — именовать, называть). В Средние века и в эпоху Ренессанса наряду с praedicamentum использовалась прямая транслитерация с греческого — categoria.

В английском языке выражение «категорический императив» (categorical imperative) из философии И. Канта впервые употреблено в 1827 году[2].

Было введено Аристотелем. Аристотель разумеет под категориями наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «сущность» (или «субстанция») (др.-греч. οὐσία), «количество» (др.-греч. ποσόν), «качество» (др.-греч. ποιότης), «отношение» (τὸ πρός τί), «пространство» (τὸ που), «время» (τὸ πότε), «состояние» (τὸ κεῖσθαι), «действие» (τὸ ποιεῖν), «обладание» (τὸ ἔχειν) и «претерпевание» (τὸ πάσχειν).

В связи с первой категорией (точнее, существования второй сущности — бытия видов и родов) в X в. начинается спор об универсалиях.