Кеттеринг, Чарльз


Чарльз Ке́ттеринг (англ. Charles Kettering, полное имя — Чарльз Фра́нклин Ке́ттеринг (англ. Charles Franklin Kettering), также известен как Чарльз «Босс» Кеттеринг (англ. Charles "Boss" Kettering); 1876—1958)[1]американский инженер, изобретатель и предприниматель, обладатель 186 патентов[2]. Он был основателем компании Delco, а также руководил исследованиями в General Motors с 1920 по 1947 год. Среди его наиболее широко используемых разработок для автомобильной промышленности были электрическая пусковая система двигателя внутреннего сгорания[3] и этилированный бензин[4][5]. Кроме того, в сотрудничестве с компанией DuPont Chemical он участвовал в создании фреонового хладагента для холодильных установок и системы кондиционирования воздуха. В компании DuPont Кеттеринг также отвечал за разработку лаков и эмалей Duco, первых применявшихся на практике красок для серийных автомобилей. Работая с компанией Dayton-Wright Company, он разработал воздушную торпеду, известную как «Жук» Кеттеринга, которая считается первой в мире воздушной ракетой[6]. Руководил продвижением практичных, лёгких двухтактных дизельных двигателей, революционизировав локомотивную и тяжёлую технику. В 1927 году основал Фонд Кеттеринга, неполитический исследовательский фонд. Журнал Time от 9 января 1933 года изобразил Кеттеринга на своей обложке.

Чарльз Кеттеринг родился 29 августа 1876 года в Лаудонвилле, штат Огайо. Он был четвёртым из пяти детей Джейкоба Генри Кеттеринга и Марты (Хантер) Кеттеринг. С детства у мальчика обнаружились серьёзные проблемы со зрением, отчего в школьные годы он страдал от головных болей. После окончания университета, по примеру своей сестры Эммы, Чарльз устроился на должность преподавателя в Банкерской средней школе (Bunker Hill School). По общему мнению, он был интересным и прогрессивным учителем. Его вечерние научные демонстрации таких явлений, как сила тяжести, электричество, тепло и магнетизм неизменно привлекали студентов[8].

Вначале Кеттеринг проходил обучение в Колледже Вустера (The College of Wooster), затем перешёл в Университет штата Огайо. Проблемы со зрением заставили его оставить учёбу и устроиться на работу. Он возглавил бригаду, обслуживавшую телефонные линии. Уход из университета сперва вверг Чарльза в депрессию[9], но затем он понял, что приобретённые навыки электротехника можно использовать в текущей работе. Вернуть душевное равновесие и веру в себя ему помогла и встреча с будущей женой Олив Уильямс. Когда состояние глаз улучшилось, он смог вернуться к учёбе и в 1904 году окончил Университет штата Огайо, получив степень в области электромашиностроения.