Клайбер, Карлос


Карлос Клайбер (или Кляйбер; нем. Carlos Kleiber, полное имя Карл Людвиг Клайбер — Karl Ludwig Kleiber; 3 июля 1930, Берлин — 13 июля 2004, Словения) — австрийский оперный и симфонический дирижёр. Сын дирижёра Эриха Клайбера.

Карлос Клайбер родился в семье знаменитого дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, куда его отец, работавший в Германии, эмигрировал вскоре после прихода нацистов к власти. Отец, как утверждают биографы, сомневался в музыкальных способностях сына[1], и в 1949—1950 годах он изучал химию в Цюрихе.

Тем не менее в 1951 году Клайбер-младший начал музыкальную карьеру в качестве коррепетитора в Мюнхене. Его дирижёрский дебют состоялся в 1954 году в Потсдаме. В дальнейшем он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 годах работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и вплоть до 1988 года оставался её приглашённым дирижёром.

В 1973 году Клайбер впервые выступил в Венской государственной опере, продирижировав «Тристаном и Изольдой», — в его репертуаре это была единственная вагнеровская опера, которую он исполнял также на Байройтском фестивале. В 1974 году он дебютировал в театрах «Ла Скала» и «Ковент-Гарден», в обоих случаях с «Кавалером розы» Рихарда Штрауса[1]. Как дирижёр ставил оперные спектакли «Метрополитен-опера» (с 1988 года) и других театрах; c 1966 года регулярно участвовал в Эдинбургском фестивале, но ни разу так и не выступил в Зальцбурге, несмотря на многократные приглашения Герберта фон Караяна: неуверенность в себе, порождённая сомнениями отца, преследовала Карлоса Клайбера на протяжении всей его дирижёрской карьеры[1].

Как симфонический дирижёр Клайбер сотрудничал с лучшими оркестрами Европы, в том числе с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами: но отказался возглавить Берлинский филармонический после смерти Караяна. В 1989 и 1992 годах дирижировал Новогодним концертом в Вене.

В те годы, которые сам Клайбер считал для себя ученическими, он дирижировал много, в дальнейшем высокая требовательность к себе побудила его строго ограничить свой репертуар как в театре, так и на концертной эстраде[1]. Оперный репертуар Клайбера исчерпывался десятком сочинений, концертный — отдельными симфониями В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса и Ф. Шуберта[1]. Наследие, оставленное им в звукозаписи, тоже сравнительно невелико, но все его аудио- и видеозаписи — оперы «Вольный стрелок», «Кармен», «Тристан и Изольда», «Кавалер розы», «Травиата», Пятая и Седьмая симфонии Бетховена, Вторая и Четвёртая Брамса, Третья и Восьмая Шуберта и т. д. — входят в число лучших исполнений этих произведений.