Клементис, Владимир


Влади́мир (Владо) Кле́ментис[6] (словац. Vladimír Clementis; 20 сентября 1902[1][2][…], Тисовец, Банска-Бистрицкий край — 3 декабря 1952[1][2][…], Прага[2][3]) — словацкий публицист, юрист, политический и государственный деятель[7]. Член коммунистической партии Чехословакии (КПЧ), член ЦК КПЧ (1949—1951)[8]. Министр иностранных дел Чехословакии (1948—1950), член Палаты представителей Национального собрания Чехословакии[англ.] (1935—1938)[9]. Сыграл ведущую роль в обмене населением между Венгрией и Чехословакией[10]. Вдохновитель литературно-художественного журнала «ДАВ» (1924—1937) и группы писателей «дависты[чеш.]»[11][12], теоретик, критик и знаток словацкой литературы[13]. Во время политических процессов обвинён по сфабрикованному делу Сланского и казнён[7][8][14][15]. Герой ЧССР (1968, посмертно).

Родился 20 сентября 1902 года и вырос в селе Тисовец[11] района Римавска-Собота[8]. Тисовец с середины XIX века был колыбелью словацкого национального движения[16]. Сын учителя словацкой евангелической гимназии в Тисовце[11][16][17] Людовита Клементиса (Ľudovít Clementis) и Аделы Клементисовой (Adela Clementisová). Брат — Душан (Dušan). Сестры — Божена, в замужестве Крижкова (Božena Krišková) и Ольга, в замужестве Крижкова (Oľga Krišková).

Хотя семья Клементиса была лютеранами, окончил католическую гимназию в городе Скалица[9], на родине отца[16]. В 1921—1925 гг. учился на юридическом факультете Карлов университета в Праге[8][9]. В 1925 году получил степень дипломированного юриста (JUDr.)[15].

Вместе с другими словацкими студентами левых взглядов[18] в 1922 году создал группу писателей «ДАВ»[чеш.][19], аналог чешского «Деветсил», за представителями которой прочно закрепилось наименование «давовцы (дависты)», вокруг одноимённого литературно-художественного журнала[9]. Журнал издавался в Братиславе в 1924—1926 и 1929—1937 гг. Ведущую роль в журнале играл Клементис[12][14][15][20]. Название «ДАВ» состояло из имён участников: Даниэль Окали, Андрей Сирацкий[чеш.] и Владимир Клементис. Ладислав Новомеский писал[21]:

Одно только название уже было протестом. Протестом против ограничивающей высокомерности интеллигенции вообще и словацкой в частности; против горделивого зазнайства, с каким послевоенный интеллигент подходил к народному сборищу, толпе, коллективу, народу; против взглядов, с которыми интеллигент возвышался над народной и рабочей массой. DAV своим названием обозначил принадлежность к толпе. Все остальные объяснения были излишними.