Кнеллер, Готфрид


Сэр Го́тфрид Кне́ллер[1] (правильнее Кни́ллер[2]), Го́дфри Не́ллер[3] (нем. Gottfried Kniller, англ. Godfrey Kneller; 8 августа 1646, Любек, Священная Римская империя — 19 октября 1723, Лондон, Королевство Великобритания) — немецкий[4] и английский[5] живописец, один из крупнейших портретистов позднего барокко, создавший обширную галерею изображений царственных особ, знати, учёных и творческих деятелей последней трети XVII — первой трети XVIII века. Главный ординарный художник[en] (с 1688) английского и британского королевского дворов; основатель (в 1711) и руководитель (1711–1716) первой в Великобритании художественной школы, известной под его именем. Был пожалован рыцарством штатгальтером Нидерландов и королём Англии Вильгельмом III Оранским (в 1692), произведён в баронеты курфюрстом Ганновера и королём Великобритании Георгом I (в 1715).

Готфрид Кнеллер родился 8 августа 1646 года в северогерманском городе Любеке, в семье живописца-портретиста Захариаса Книллера (Zacharias Kniller). Изучал математику в Лейдене, затем учился живописи в Голландии, у Фердинанда Бола и Рембрандта в Амстердаме. Его младший брат Андреас Кнеллер позднее стал композитором[6].

В начале 1670-х годов, Готфрид путешествовал со своим вторым братом Иоганном Захариасом Кнеллером (1644—1702), художником-орнаменталистом, в Рим и Венецию, изучал произведения Тициана и Тинторетто, работал в мастерской Карло Маратта. Затем переехал в Гамбург. После смерти отца в 1676 году эмигрировал в Великобританию.

Поселившись в Лондоне, Готфрид Кнеллер почти полностью сосредоточился на портретной живописи. До конца своей жизни он состоял королевским придворным живописцем и выполнял заказы, во множестве поступавшие к нему со стороны английской знати. В духе предприимчивости он основал студию, которая выпускала портреты почти в промышленных масштабах, полагаясь на краткий набросок лица с деталями, сделанным мастером и добавленным к шаблонной модели, чему способствовала мода джентльменов носить полные парики. Детали дописывали его ученики и помощники. Портреты мастерской Кнеллера установили образец, которому следовали другие художники вплоть до Уильяма Хогарта и Джошуа Рейнольдса[7].

Когда сэр Питер Лели умер в 1680 году, король Карл II назначил Кнеллера первым живописцем двора. Большой успех имели его портреты десяти красавиц двора Вильгельма III, созданные в подражание аналогичной серии его предшественника Лели. Для зала заседаний клуба партии виги «Кит-Кэт» (Kit-Cat Club) Кнеллер в течение почти двадцати лет писал портреты красавиц (всего он создал сорок восемь портретов), причём такого размера, чтобы они вписывались в пропорции комнаты, выстроенной специально для собраний членов клуба. С тех пор любой портрет размером чуть меньше поясного называется в Англии «кит-кэт»[8].