Регулирование городской колористики в России


Попытки упорядочивания планировки и размещения строений в России были связаны с развитием регулярного градостроительства на рубеже XVII—XVIII веков[1] Первые требования к окраске зданий устанавливались императорскими указами и были связаны с началом строительства Санкт-Петербурга в начале XVIII века и восстановлением Москвы после пожара 1812 года.

В современной России регулирование городской колористики и обязательность соответствия окраски здания утверждённому архитектурному решению определяются на региональном уровне. Создание колористических паспортов, документально подтверждающих, что наружный цвет фасадов здания утверждён в соответствии с действующими в городе нормативными документами, впервые было внедрёно в градостроительную практику в Москве с 1992 года. С 1997 года началась разработка колористических паспортов в цифровом виде. Опыт оформления разрешительной колористической документации распространяется и по другим регионам страны.

Колористический процесс имеет определённые фазы, каждая из которых вызвана доминированием определённого фактора...
Теперь, когда развёртывается сознательное формирование цветовой среды городов, требуется углублённое изучение колористического процесса, которое поможет совершенствовать методологию проектирования.

Начиная с античных времён цвет в архитектуре был одним из средств формирования внешнего пространства городской среды. В XVII—XVIII веках были сформулированы первые европейские правила её цветовой организации. Основным мотивом этих правил стала тенденция к ограничению палитры доминирующих цветов, обеспечивающей одновременно разнообразие колористических решений и гармонию с окружающей сложившейся застройкой и свойственным времени художественным вкусом[3][4].

Особую роль колористическое нормирование приобрело в связи со сложившимся в середине XIX века в Европе критическим отношением к произволу в ремонте и восстановлении архитектурных памятников, в том числе с использованием материалов, свойства которых отличались от первоначальных. Концепция реставрации, зафиксированная принятой в 1964 году международным конгрессом архитекторов и специалистов по историческому наследию Венецианской хартией, включала в число критериев общественной ценности памятников архитектуры его аутентичность, относящуюся, в том числе, и к их окраске. Исходные данные для создания колористической части проекта реставрации могут быть получены по итогам исследования («зондирования», «санации») следов первоначального или более раннего цвета деталей сооружения, связанного с его художественным замыслом[6].

В начале XIX века разрабатывался цветовой план Турина, попытка восстановить который была предпринята в 1980-х годах итальянскими архитекторами-реставраторами. Их опыт восстановления исторической окраски более 2000 зданий «продемонстрировал эффективность системы, основанной на точном соблюдении проектной документации, не оставляющей места для произвольных решений»[7].