Купервассер, Татьяна Исидоровна


Татьяна Исидоровна Купервассер, в замужестве Русакова (3 (16) апреля 1903, Санкт-Петербург — 18 августа 1972, Ленинград) — советский живописец и график, художница-прикладник, жена художника А. И. Русакова.

Родилась в Санкт-Петербурге в семье доктора медицины Исидора Марковича Купервассера и его жены Е. С. Биск. В 1910-х годах училась в Стоюнинской женской гимназии. С детства Татьяна знала французский и немецкий языки, позднее выучила английский[1].

В 1913—1914 годах родители, видя интерес дочери к изобразительному искусству, пригласили для её обучения В. Д. Бубнову, в то время молодую учительницу рисования[2]. В 1920 году Татьяна Купервассер поступила на факультет живописи Академии художеств (в то время — ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, позднее — ВХУТЕИН). Училась у К. С. Петрова-Водкина и О. Э. Браза[3]. Писала портреты, пейзажи, натюрморты, этюды обнаженной натуры. В 1923 году Татьяна вышла замуж за Александра Русакова, учившегося на один курс старше её. Она приняла фамилию мужа, но свои работы всегда подписывала девичьей фамилией[4].

На одном курсе с Купервассер учились В. Пакулин, А. Пахомов, С. Чугунов, Я. Шур. Чтобы не потерять связь друг с другом по окончании учёбы, молодые люди решили создать художественное объединение[2]. В 1926 году она стала членом-учредителем «Круга художников», заседания общества проходили в том числе и на квартире Русаковых. Татьяна Купервассер принимала участие во 2-й (1928) и 3-й (1929) выставках «Круга» в Ленинграде, а также в выставках объединения в Лондоне (1929) и Киеве (1930). Её работы экспонировались на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928—1929), 1-й общегородской выставке изобразительных искусств (1930), выставках ленинградских художников (1934, 1936, 1940) в Ленинграде. Во второй половине 1920-х годов Купервассер писала маслом, в основном портреты, но работала также в жанре пейзажа и натюрморта. В 1930-х её основной техникой становится пастель. Со второй половины 1930-х годов Татьяна Купервассер работала акварелью и только в летние месяцы, когда выезжала на дачу. Так как материальное положение семьи было тяжёлым, а картины мужа, писавшего интенсивно каждый день, продать было невозможно, Купервассер почти оставила творчество, занимаясь художественно-оформительской работой. По словам её сына: «Проще сказать, она сознательно пожертвовала собой как художником, чтобы дать моему отцу заниматься живописью, и чтобы семья хоть как-нибудь, да существовала»[5].