Лессар, Павел Михайлович


Павел Михайлович Лессар (1851, Черногория21 апреля 1905, Пекин) — русский военный инженер и дипломат, участник Среднеазиатских походов, посланник в Китае. Действительный статский советник.

Павел Михайлович происходил из интеллигентной французской семьи (Lessard или Lessart), издавна укоренившейся в Одессе. Павел Лессар — сын майора Михаила Лукича Лессара[1] и его супруги Генриетты Семеновны Стифель. Окончив курс Института инженеров путей сообщения, Лессар принял участие в возведении Потийского порта; во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. построил железнодорожный мост через Прут и далее занимался организацией путей сообщения для русской армии. По окончании войны занимался некоторое время железнодорожными изысканиями в Болгарии, но в 1879 г. был направлен в Закаспийский край, где в это время готовилась военная экспедиция против туркмен-текинцев.

Под руководством генерала М. Н. Анненкова Павел Лессар участвовал в строительстве железной дороги от Красноводска до Кызыл-Арвата. Во второй половине 1880 г. состоял в качестве полевого инженера при генерале Петрусевиче и принимал участие в занятии важных промежуточных пунктов по направлению к Геок-Тепе, неоднократно бывал в перестрелках с текинцами.

После взятия М. Д. Скобелевым Ахал-текинского оазиса и замирения Туркмении, Лессар производил инженерные и геологические изыскания от Михайловского залива до Кызыл-Арвата и от Асхабада до Серахса, неоднократно совершал разведывательные поездки в пограничные районы Персии и Афганистана, работал инженером при проведении Закаспийской железной дороги. В 1884 г. Лессар сопровождал генерала А. В. Комарова при занятии Мерва. В 1885 г., после Кушкинского боя, был прикомандирован к трёхсторонней англо-афгано-русской комиссии для определения пограничной линии Туркмении с Афганистаном.

За работы, явившиеся результатом его наблюдений в Средней Азии и опубликованные в «Известиях ИРГО», Лессару были присуждены серебряная (в 1882 г.) и малая золотая (в 1883 г.) медали Императорского Русского географического общества. Также часть работ Лессара была опубликована в секретном «Сборнике географических, топографических и статистических материалов по Азии», издаваемом Военно-учёным комитетом Главного штаба.

В 1890 г. назначен политическим агентом в Бухарском эмирате, на каковом посту пробыл до 1895 года. Политическое Агентство располагалось в русском посёлке Новая Бухара, расположенном у станции «Бухара» Закаспийской железной дороги[2]. Павел Лессар составил проект улучшения судебной части эмирата. Закон 1893 года приравнивал в судебных делах иностранцев-христиан, находившихся в Бухарском эмирате, к русским подданным, а иностранцев-нехристиан — к бухарцам. По настоянию Лессара, в Бухару в 1893 г. был назначен инженер Гельман, на которого были возложены все вопросы по ирригации, сооружению и исправлению больших дорог и перевалов в эмирате, а также наблюдение за распределением вод реки Зеравшан между русскими и бухарскими землями.