Липшиц, Жак


Жак Липшиц (Хаим-Яков Абрамович Липшиц, фр. Jacques Lipchitz; 22 августа 1891, Друскеники, Гродненская губерния (ныне — Друскининкай, Алитусский уезд, Литва) — 26 мая 1973, Капри, Италия) — французский и американский скульптор.

Дед Шая-Давид Пейсахович Липшиц (с женой Хаей-Фейгл) в Гродно был крупным промышленником. Отец скульптора, строительный подрядчик Абрам-Ицхок Шаевич Липшиц (?—1928), после женитьбы на его матери Лее-Рахили Кринской (?—1934) переехал в Друскеники (Друскининкай)[2]. В 1895—1899 годах посещал хедер в Друскениках, в 1899—1905 годах учился в коммерческом училище в Белостоке, в 1905—1909 годах — в Виленском реальном училище.

В 1909 году переехал в Париж, где до 1912 года учился в Школе Искусств и Академии Жюлиана. Там будущий скульптор познакомился и стал дружить с Пикассо, Модильяни и Грисом. В 1911 году отец разорился, финансовая помощь прекратилась и Липшицу пришлось подрабатывать разносчиком фруктов и подмастерьем у других скульпторов. В 1914 году познакомился с поэтессой Бертой Китросер, которая вскоре стала его женой.

Творчество кубистов оказало влияние на молодого скульптора. В 1913—1914 годах в таких работах Липшица, как композиции «Матрос с гитарой», «Акробат на лошади», появились геометрические формы. В период 1914—1918 годов он создавал скульптуры в стиле кубизма — абстрактные фигуры с накладывающимися друг на друга плоскостями различных поверхностей. Кубистам была важна не внешняя форма, а содержание — раскрытие внутренней сущности и духовного мира человека.

В 1922 году Липшиц вступил в художественную группу «Новый дух» (фр. L´Esprit Nouveau). Слава пришла к Липшицу относительно быстро. К концу 20-х годов он стал одним из самых востребованных скульпторов Франции, считалось престижным заказать у него работу. В своих ранних произведениях Липшиц проявил себя сторонником радикальных форм кубизма, однако позже смягчил тяжёлые и резкие формы своих скульптур, сделав их более утончёнными. Работал также модельером мебели и декоратором. Его большей частью выполненная в виде фигур человеческого тела пластика выглядит порой абстрактными арабесками, будит своей загадочностью фантазию у зрителя. Переломным моментом в творчестве скульптора стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю, которым можно охарактеризовать композиции «Мать и дитя» (1930), «Возвращение блудного сына» (1931).