Любич, Осип


Осип Любич (Осип Маркович (Моисеевич) Любич; фр. Ossip Lubitch, бел. Восіп Любіч; 6 декабря 1896, Гродно, Российская империя — 27 ноября 1990, Париж, Франция) — французский художник еврейского происхождения. Представитель Парижской школы. Живописец, график, книжный иллюстратор, скульптор.

Осип Любич родился в Гродно в 1896 году в семье кузнеца. Закончил гродненскую гимназию, а затем в юношеском возрасте уехал учиться в Одессу, которая в то время была более либеральной и менее академичной в области преподавания изящных искусств. Там поступил в художественное училище, где в течение четырёх лет изучал не только классическую русскую живопись (Исаак Левитан), но и творчество художников-передвижников, на которых оказала влияние Барбизонская школа и импрессионисты. Кроме этого, его интересовала западная живопись, от итальянского Ренессанса до фовизма. В начале XX века Одесса была крупным центром авангардного искусства. Большое влияние на творчество молодых русских художников оказала Александра Экстер.

В 1919 году обосновался в Берлине, где познакомился с русскими художниками-авангардистами — Павлом Челищевым, Иваном Пуни и его женой Ксенией Богуславской. Их мастерская стала центром притяжения космополитичной богемы, не имеющей денег и пребывающей в поисках работы. Всплеск творческой активности пришёлся на период социально-экономического и финансового кризиса. И, тем не менее, это не помешало развитию сценических искусств: театр, мюзик-холл, кабаре. Челищев, Пуни и Любич совместно работали над декорациями для Берлинской Оперы, Берлинского театра и кабаре «Синяя птица», гастрольные туры которых проходили с триумфом.

Вместе со своим другом Лазарем Меерсоном, художником-постановщиком и новатором французского кино, Любич делал декорации для фильмов. За четыре года, проведённые в Берлине, Любич приобрёл солидный опыт, его работы имели успех. В 1923 году ему предлагают оформить одно из кабаре на Монмартре в Париже.

Обосновавшись в Париже, он живёт благодаря заказам на оформление кабаре, ресторанов, а также квартир. Это была эпоха ар-деко. В то же время он часто посещает музеи и академии, усиленно изучая работы французских художников XIX—XX вв. Произведения Рембрандта, Домье, Гойи и Дега открыли ему богатый внутренний мир этих великих художников и оказали значительное влияние на мировоззрение Любича. Скульптор Антуан Бурдель, который ценил талант Любича и всячески поддерживал его, помог ему организовать выставку в салоне Тюильри в 1925 году. Затем работы Любича выставлялись в Осеннем салоне в 1926 году.

Заинтересовавшись работами Любича на тему цирка, художник Жорж Руо посвятил ему стихотворение. Оно предваряло художественный альбом Любича, состоявший из 10 офортов-акватинт под названием «Цирк», который был напечатан в издательстве «Кятр шмен» (Quatre Chemins) в 1934 году.