Лёгкие крейсера типа «Дюка д’Аоста»


Лёгкие крейсера́ ти́па «Ду́ка д’Ао́ста» — тип лёгких крейсеров итальянского флота времён Второй мировой войны. Построено два корабля: «Дука д’Аоста» (Emmanuele Filiberto Duca d’Aosta), «Эудженио ди Савойя» (Eugenio di Savoia). Являлись дальнейшим развитием лёгких крейсеров типа «Раймондо Монтекукколи». В военно-морской литературе классифицируются как тип «Кондоттьери D» (Condottieri D). Послужили прототипом для крейсеров типа «Киров».

Лёгкие крейсера типа «Дука д’Аоста» имели клёпанный корпус с полубаком, который переходил в надстройку на верхней палубе. В целом конструкция была аналогично первым двум сериям крейсеров. Носовая часть получила клиперские очертания с заметным развалом шпагоутов для улучшения мореходности. Полубак имел небольшой подъём к форштевню. Высота межпалубного пространства в середине корпуса составляло 2,25 м. В оконечностях за пределами МКО постепенно повышалось. У форштевня расстояние между 1-й средне и верхней достигало 2,7 м, а у ахтерштевня 2,6 м. Система набора была смешанной (средняя часть по продольной системе, оконечности — по поперечной). 21 водонепроницаемая поперечная переборка делила корпус на 22 отсека. Предполагалось, что корабли смогут выдерживать затопление любых двух смежных отсеков. Поперечная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,52 м.

Энергетическая установка состояла из трёх котельных отделений, в которых размещалось шесть 4-коллекторных водотрубных котлов Yarrow с вертикальными пароперегревателями (производительность — по 80 т/ч давлением до 25 кг/см² и температурой до 350°С). В двух машинных отделениях были установлены два трёхкорпусных ГТЗА системы Parsons номинальной мощностью по 55 000 л. с. каждый при 250 об./мин у гребного вала. На корабле были два вспомогательных котла. Проектная скорость при нормальном водоизмещении составила 36,5 узла. Реальная скорость крейсеров в море составляла около 34 узлов.

Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора по 160 кВт, установленные попарно в носовом и кормовом машинных отделениях, и два дизель-генератора той же мощности, расположенные в носовом и кормовом отделениях ниже ватерлинии за пределами бронированной цитадели. В силовой электросети использовался постоянный ток напряжением 220 В. Запасы мазута составляли 1635 т, турбинного масла — 70 т, котельной воды — 253 т, питьевой — 59 т.