Малагис, Владимир Ильич


Владимир Ильич Малагис (при рождении — Элья Гецелевич Вульф, 10 мая 1902, Грива, Курляндская губерния — 1974[1][2][…], Ленинград) — советский живописец и график, Заслуженный художник РСФСР (1969), член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Родился в многодетной бедной семье браковщика леса. В 1916 году после смерти отца уехал в Петербург, где устроился учеником в ремесленную мастерскую живописца Кюна, находившуюся на Невском проспекте. Работал за кров и питание, постепенно осваивая ремесло. Вечерами начал посещать рисовальные классы Общества поощрения художеств. Занимался у В. А. Плотникова, В. И. Навозова, Н. П. Химоны, пройдя за один год программу четырёх классов.

После Октябрьской революции в 1918 году поступил в Петроградские государственные свободные художественные учебные мастерские, занимался у Аркадия Рылова, Александра Савинова, Григория Бобровского. После окончания первого курса в учёбе наступает перерыв. В феврале 1920 года добровольцем ушёл в Красную Армию и только после демобилизации возвращается к занятиям в институте, который окончил в 1924 году по мастерской К. С. Петрова-Водкина, дипломная работа — картина «Рыбаки»[3].

После окончания института включился в творческую и общественную работу, которая становится неотъемлемой частью его творческой биографии. В 1926—1932 годах он был членом ленинградских объединений «Круг художников» и «Октябрь». В 1931—1933 годах он возглавляет горком ИЗО профессионального союза работников искусств, в 1932—1936 годах избирается депутатом Совета трудящихся Октябрьского района Ленинграда, с 1933 года постоянно избирается в руководящие органы Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

В своих работах неоднократно обращается к остросоциальным, общественнозначимым темам. Но главное в его творческом наследии — это портреты современников: учёных, художников, рабочих и работниц новой страны. Иногда поэтичный, иногда обыденный и приземлённый образ современника, созданный художником, расширяет наши представления об эстетическом идеале искусства 1930—1960-х годов, донося важные, существенные интонации и настроения своего времени. В людях, в их облике, характере отражались перемены, которые принесла с собой Революция и Советская власть, — и это стало основной темой, красной нитью проходящей через всё творчество художника[4]. Писал также пейзажи и натюрморты[5].