Мальтийский орден


Мальти́йский о́рден (Сувере́нный вое́нный гостеприи́мный о́рден Свято́го Иоа́нна, Иерусали́ма, Ро́доса и Ма́льты; Сувере́нный вое́нный о́рден госпиталье́ров Свято́го Иоа́нна, Ро́доса и Ма́льты; Сувере́нный вое́нный о́рден ры́царей-госпиталье́ров Свято́го Иоа́нна, Ро́доса и Ма́льты; Сувере́нный Вое́нный Странноприи́мный О́рден Свято́го Иоа́нна, Иерусали́ма, Ро́доса и Ма́льты)[2] — рыцарский религиозный орден Римско-католической церкви. Старейший в мире рыцарский орден[3].

Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН[4] и в Совете Европы[5]. Имеет дипломатические отношения со 113 государствами[6], поддерживаемые при помощи большого количества послов.

По международному праву Мальтийский орден является государствоподобным образованием[7], при этом сам орден позиционирует себя как государство[8]. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства[7]. Иногда рассматривается как карликовое государство[7].

Орден выдаёт собственные паспорта, печатает собственную валюту и марки. Имеет почтовые соглашения примерно с 70—80 странами[5]. Великий магистр ордена несёт службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии[9]. Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными[10].

Предтечей ордена был основанный в Иерусалиме в 1080 году амальфитанский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После занятия христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода эта организация превратилась в религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена обязанность охранять и защищать Святую землю.

15 февраля 1113 года Папа Римский Пасхалий II своей буллой признал суверенитет существования монашеского ордена госпитальеров и предоставил ему право свободно избирать своё руководство без вмешательства со стороны светских и церковных властей[5][11].