Метрополитен


Метрополите́н (от англ. Metropolitan, сокр. от Metropolitan Railway[en][1][2]), ме́тро (фр. métro, англ. metro, сокр. the met[комм. 1], рус. метро́[комм. 2]), скоростной транзи́т (англ. rapid transit), подземная железная дорога (англ. underground railway[1]) или просто «подземка» (англ. subway, сокр. the sub[комм. 3], а также брит. англ. underground либо жарг. tube[комм. 4][⇨]) — городская внеуличная железная дорога, имеющая собственный габарит, инженерно отделённая от любого другого вида общественного транспорта и пешеходного движения и предназначенная для пассажирского движения.

Может быть подземным (в тоннелях (перегонах)), наземным (на поверхности земли) и надземным (на эстакадах)[3][4].

Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Мировым лидером по нему является Московский[5][6][7]. Этому виду транспорта свойственны высокая скорость (до 80 км/ч по АЛС-АРС на метрополитенах России[8]) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении).

Самые короткие (короче 9 км) метрополитены: в венесуэльском Маракайбо, итальянских Катании и Генуе, украинском Днепре.

Самой глубокой станцией в мире с 6 ноября 1960 года — открытия первой очереди Киевского метрополитена по 2022 год была станция «Арсенальная» — 105,5 м[10], после чего этот статус отошёл станции «Хунъянцунь[en]» Чунцинского метрополитена — 116 м[11]. В отличие от самой глубокой в России «Адмиралтейской»[12] (86 м[13]) Петербургского метрополитена, глубина «Арсенальной» обусловлена не заложением станции, а возвышенностью местности[14].

Станция «Воробьёвы горы» Московского метрополитена — первая в мире, расположенная на метромосту[15][16].