Монотеизм в индуизме


Монотеизм в индуизме значительно отличается от иудейского, христианского или исламского монотеизма.[1] Трудно провести параллель между индуизмом и монотеизмом авраамических религий.[К 1][2]

Монотеизм в индуизме развивался постепенно, на протяжении более чем трёх тысячелетий.[3] Свой вклад в развитие индуистского монотеизма внесли множество философских школ и направлений.[4] В индуизме развились свои, сложные монотеистические представления.[2] В богословии многих течений индуизма единый Бог выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, а также в роли спасителя верующих.[2] Монотеизм в индуизме особенно характерен для традиций бхакти, последователи которых выражают любовь к Богу как к Верховной Личности.[5]

С. Чаттерджи и Д. Датта в своем труде «Введение в индийскую философию» отмечают, что «индийский монотеизм в его живых формах, от ведийского периода до наших дней, основан, скорее, на вере в единство богов в лице единого Бога, чем на отрицании многих богов ради единого Бога».

Индуизм принято описывать как политеистическую религию.[2] Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах.[2] Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции.[2] В индуизме, последователи многих течений вайшнавизма, шиваизма и шактизма поклоняются единому Богу, выступающему в роли спасителя верующих и выполняющему функции творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной.[2]

В индуистском контексте, термин «монотеизм» имеет своё особое значение.[6] В отличие от других монотеистических традиций, в индуизме в рамках одной традиции существуют различные модели монотеистического Бога.[7] В случае с индуизмом, развитие монотеизма не означает отвержение политеизма или монизма, которые сохраняются как альтернативные и дополнительные модели.[7]

Всегда рискованно оперировать терминами, исторически развившимися и используемыми в одной группе религиозных традиций, применительно к другой группе традиций.[6] Применение термина «монотеизм» в контексте различных направлений индуизма представляется особенно проблематичным.[6] Ни в одном из индийских языков не существует аналогичного монотеизму слова или понятия.[6] Для индусов, взращённых в богатом и разнообразном религиозном мире, сама идея одного и единственного Бога может показаться странной и даже извращённой.[6] В индуизме сами термины, которые используются для обозначения высшего божества, указывают на множественность и разнообразие космических сил: «Бог богов» (дева-дева), «Господь богов» (девеша), «Обладающий всеми достояниями» (бхагаван) и т. д.[6] Каждый из этих терминов указывает на выделение одного бога из множества других.[6]