Мост у Московских триумфальных ворот


Мост у Московских триумфальных ворот — несохранившийся каменный арочный мост через Лиговский канал, располагавшийся в створе Московского проспекта на площади у Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Впервые был построен в XVIII веке, в 1834—1838 годах перестроен по проекту архитектора Василия Стасова с целью образовать ансамбль с Московскими триумфальными воротами. В 1936 году был разобран при реконструкции площади, рисунок перильного ограждения использован для перил Ново-Петергофского моста через Обводный канал.

Мост не имел официального названия. В XIX веке существовало название Новомосковский мост, но с 1860 года оно закрепилось за мостом через Обводный канал[1]. В путеводителях по Петербургу середины XIX века мост называется Царскосельским[2][3]. В инвентарной описи 1903 года мост обозначен как Гранитный №1[4]:220—221, существовало также название Лиговский мост. Объездные мосты в документах назывались 1-й и 2-й Скотопригонные[5].

В 1718—1721 годах для снабжения города питьевой водой и позже для питания фонтанов Летнего сада был прорыт Лиговский канал[6]:10. В месте его пересечения с дорогой на Москву был построен мост. В 1834 году по проекту архитектора Василия Стасова началось строительство Московских триумфальных ворот, в ансамбль которых входил и мост[7].

Работы по реконструкции моста производились Ведомством путей сообщения. В июне 1834 года по проекту и под наблюдением инженера Иосифа Завадовского было начато строительство двух объездных дорог с мостами через Лиговский канал[8][9], чтобы перенести на них движение с Московского шоссе. Из-за встретившегося на пути прокладки торфянистого грунта стройка затянулась и завершилась только 26 августа[10]:22. Фонарные столбы для моста изготовил в 1838 году Александровский завод, фонари — механик Бах в Полицейском депо Санкт-Петербурга[10]:30. Открытие моста и Московских ворот состоялась 16 (28) октября 1838 года[7]. После окончания строительства объездные дороги и мосты были отремонтированы и использовались для прогона скота (на располагавшийся неподалёку Скотопригонный двор)[10]:32—33.

В 1882 году один из мостов был перестроен в дереве[11]. По состоянию на 1903 год один из мостов был деревянным балочной системы, длиной 21,3 м и шириной 8,5 м[4]:212—213. В 1907—1908 годах в связи с необходимостью устройства трамвайной петли у Московских ворот деревянные объездные мосты были заменены на бетонные трубы[12]:258. Проект перестройки был составлен Мостовым отделом Строительного управления Трамвайной комиссии. Работы по возведению труб были сданы инженеру путей сообщения Сергею Николаевичу Сысоеву. Работы начались 21 сентября 1907 года и закончены 15 июля 1908 года. Производителем работ был инженер-технолог Дмитрий Акимов-Перетц[12]:226, 261.