Музыка в Тюильри


«Музыка в Тюильри» — картина Эдуарда Мане, написанная в 1862 году. Находится в совместной собственности Лондонской национальной галереи и дублинской галереи «Hugh Lane Gallery», где выставлена в настоящее время[1][2]. По мнению некоторых искусствоведов, является одной из первых картин с элементами импрессионизма[3].

Картина представляет собой образец раннего стиля Мане, сформировавшегося под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса. Она предвосхищает одну из главных тем всего творчества художника — праздный досуг. Изображение скоплений людей было популярно у многих современников Мане. Картины схожего жанра создавали Огюст Ренуар, Клод Моне, Фредерик Базиль, что также оказало влияние на выбранную Мане тематику.

На картине изображена толпа парижан, собравшихся на еженедельный концерт в саду Тюильри возле Лувра, хотя сами музыканты оказались вне поля зрения художника, что позволило некоторым критикам назвать картину незавершённой[4]. Тем не менее картина успешно передаёт царящую в Тюильри атмосферу музыки и шумного веселья. На время происходящего события однозначно указывают металлические кресла, которыми заменили прежние деревянные именно в 1862 году.

В толпе людей можно разглядеть нескольких друзей Мане и просто известных людей, а также самого художника, стоящего у самого левого края картины. Мужчина в монокле рядом с ним — художник Альбер де Бальруа. Справа от них сидит в кресле скульптор и критик Закари Астрюк. Мужчина в белых брюках, стоящий вполоборота к зрителю на переднем плане, чуть правее центра — брат художника Эжен Мане. Сразу за ним, на фоне дерева, сидит Жак Оффенбах — мужчина в очках и с густыми усами. За женщинами в синих лентах, сидящих на переднем плане левой части картины виден стоящий у дерева Теофиль Готье, в коричневом пальто и с пышной бородой. Слева от него — Шарль Бодлер. Ещё чуть левее прямо на зрителя смотрит Анри Фантен-Латур[5][3][6].

Впервые картина была выставлена в 1863 году и успеха не имела[7], а некоторые критики даже упрекали её в «пестрятине, смеси красного, синего, жёлтого и чёрного»[8]. По словам одного биографа Мане, «трудно представить, какую ярость вызвала «Музыка в Тюильри», когда она была выставлена»[9]. Изображая круг общения Мане вместо классических героев, исторических икон или богов, картина могла быть истолкована как оспаривание ценности этих сюжетов или как попытка поднять его современников на тот же уровень. Публика, привыкшая к тонкой детализации кисти исторических художников, таких как Эрнест Мейссонье, считала, что толстые мазки Мане выглядели грубыми и незавершенными. Возмущенные сюжетом и техникой, некоторые посетители даже пригрозили уничтожить картину. Один из кумиров Мане, Эжен Делакруа, был одним из немногих защитников картины[9].