Музыкальный звук


Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении — звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле — «используемые в музыкальной практике звуки»[1].

С точки зрения физики, музыкальный звук — это вид звука с определённым набором свойств, а именно, это распространяющиеся в воздухе продольные упругие волны, порождаемые колебаниями струн, голосовых связок и других объектов, с длительностью цуга примерно от 10 мс до 10 с, с частотами от 16—20 Гц до 15—20 кГц, создающие звуковое давление от 0,2 мПа до 2 Па (при 1 кГц) и, как правило, формирующие спектр с выраженными пиками при частотах и т. д., где — частота основного тона, а , и т. д. — частоты обертонов (таких серий может быть несколько). Относительная интенсивность обертонов различна для разных музыкальных инструментов и обеспечивает специфику их звучания; простая монохроматическая волна в данном контексте не представляет интереса.

Хотя физико-математическая сторона вопроса неоспоримо важна, в теории музыки звуки описываются главным образом не физическими параметрами, а с точки зрения композиционной логики музыкального произведения.

Главная и специфическая характеристика музыкального звука — его высота, которая интерпретируется не как психоакустический феномен (результат восприятия человеком физического «чистого тона»; см. подробней Высота звука), а с позиций музыкальной логики — по местоположению и значению в звуковой системе, в звукоряде (см. Ступень), в созвучиях (интервалах, конкордах, аккордах и т. д.), в ладу (см. Теория функций)[2].

Другая важная характеристика музыкального звука — длительность, которая определяется не в абсолютных (например, в секундах, миллисекундах), а в относительных величинах музыкального ритма (например, «восьмая с точкой в полтора раза дольше восьмой», «переключение бинарной мензуры на тернарную»). Длительность не является специфической характеристикой музыкального звука, поскольку она же существует как категория в других «звучащих» искусствах и ремёслах (например, в риторике, театрально-поэтической декламации и т. п.).