Невский-25 (объединение)


Не́вский-25 — (англ. Nevsky-25 (art group)) объединение художников и одноимённая сквот-мастерская существовавшая с 1987 по 1990 год в центре Ленинграда, на последнем этаже Дома Казанского собора. Инициатором созданной 13 марта 1987 года мастерской стал художник Алексей Парыгин.

История сквота началась весной 1987 года, в день, когда четвёртый этаж поставленного на капремонт (но не полностью расселенного) дома 25 по Невскому проспекту (угол Невского и улицы Плеханова) был аннексирован молодыми художниками-экспериментаторами, представителями последней волны ленинградского андеграунда, самовольно вселившимися в бывшую коммунальную квартиру № 20[1].

Организаторами мастерской-коммуны были Алексей Парыгин и присоединившийся к нему Леонид Кипарисов. Основная цель мастерской – возможность свободной работы и неформального общения людей, связанных с молодым экспериментальным искусством и литературой[2].

В сквот приезжали музыканты из Киева, фотографы из Прибалтики, художники из Армении (Арутюн Зулумян, Нарине Золян и др.[3]), собиратели живописи и студенты из США, Германии и других стран Европы и Азии. Регулярно проводились поэтические чтения и диалоги по современному искусству. Было напечатано несколько самиздатовских литературных сборников[4]. В том числе, с одноимённым названием «Невский 25»[5] (авторы: Алексей Парыгин, Андрей Вермишев, Дмитрий Стрижов, Анатолий Лукхитян и другие)[6]; "Котоводство и кошколовство" Леонида Кипарисова (авторы: Леонид Кипарисов, Сергей Никольский и другие). Издавались малотиражные авторские книги: "Зеленая книга"[7], "Моя мансарда"[8][9][10] "Цветные звуки"[11], "Песок"[12] (1989-1990) Алексея Парыгина[13], впоследствии неоднократно экспонировавшиеся на международных и отечественных выставках, каталогизированные[14] и описанные в профильной профессиональной литературе[15][16] и получившие музейную оценку[17][18][19]

..художник использует элементы фото-графики, вводя в книгу обработанные фотографии с видами Невского, Казанского собора, интерьера мастерской. Они дополняются его собственными графическими работами, а также аппликацией из цветной бумаги, кусочков обоев со стен мастерской. Настоящие обои художник использует и в качестве форзаца, усиливая, таким образом, ощущение от крышки переплета как двери в пространство особого мира[20].

Проводились эксперименты по созданию и записи шумовой музыки[21]. Объединение вынужденно закончило своё существование к июню 1990 года, через полгода после отключения всех коммуникаций и полного расселения дома, пережив не один потоп, нашествие бомжей, пожары в соседних квартирах и прочие напасти[22].