Нобель, Людвиг Эммануилович


Лю́двиг Но́бель (швед. Ludvig Emmanuel Nobel, в России известный как Лю́двиг Эммануи́лович Нобе́ль, 15 [27] июля 1831, Стокгольм — 31 марта [12 апреля1888[3], Канны) — шведский и российский инженер, изобретатель, предприниматель и меценат, старший брат и деловой партнёр знаменитого учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля. Санкт-Петербургский купец 1-й гильдии[1].

Отец Людвига Эмануил Эмануилович Нобель был приглашён в Санкт-Петербург в 1837 году бароном Гартманом. Для барона и Великого князя Михаила Павловича Нобель провёл демонстрацию работы подводной мины, взорвав в их присутствии старое судно, после чего получил правительственный заказ на постройку минного завода. В 1842 году Эмануил Нобель с семьёй переехал в Петербург и к 1846-му совместно с генералом Огарёвым открыл на Петербургской стороне механический завод[4].

Людвиг Нобель работал в Петербурге на машиностроительном заводе отца. После отъезда отца и всей семьи в Швецию Людвиг некоторое время, по желанию кредиторов, продолжал управлять заводом «Нобель и сыновья». 1 октября 1862 года купил механические мастерские Шервуда на Выборгской стороне, впоследствии ставшие машиностроительным заводом «Людвиг Нобель». С этого же времени платил гильдейскую повинность[4].

Помимо собственно предпринимательской деятельности, занимался инженерной и рационализаторской разработкой своего товара. Выпускал артиллерийские снаряды, пушки и лафеты, подводные мины и торпеды (был одним из крупнейших экспертов по этому типу снарядов), щиты для охраны пехоты от оружейных пуль, ружья, машины для обработки металла и производства пороха, винтовые сваи, реторты для обжигания угля, гидравлические прессы, токарно-сверлильные станки для чугунных пушек, паровые молоты, станки, механизмы, машины, огромные опреснители для снабжения войск водой, бездымные нефтяные топки, приспособления для прессования порохового состава в свинцовые трубки малого диаметра, локомобили, экипажные оси и скаты с колёсами, резиновые шины и другое, впоследствии — первые в России дизели.

В 1876 году Людвиг совместно с братьями Робертом и Альфредом и рядом других лиц создал нефтяную компанию «Товарищество Братьев Нобель» (БраНобель), которая за короткий срок стала одной из самых лучших в России и Европе по добыче, переработке и транспортировке нефтяных продуктов (нефти Баку), а по продаже керосина вытеснила полностью с европейского рынка американскую фирму «Стандард Ойл». По заказу Людвига Нобеля на нефтепромыслах в районе Баку инженер В. Г. Шухов построил первый российский нефтепровод[4].

В 1882 году Л. Нобель совместно с инженером Альфредом Тернквистом приспособил нефтяную форсунку для сжигания мазута. Форсунка использовалась при эксплуатации паровозов и пароходов, кроме того, «нобелевская горелка» применялась для обогрева домов, для пекарен и кухонных плит.