Ново-Петергофский мост


Ново-Петерго́фский мост — автодорожный железобетонный рамный мост через Обводный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала. Объект культурного наследия России регионального значения.

Расположен в створе Лермонтовского проспекта, соединяя его с площадью Балтийского вокзала. Рядом с мостом расположены Балтийский вокзал, ансамбль зданий Провиантских складов Измайловского полка, Николаевское кавалерийское училище. Выше по течению находится Балтийский мост, ниже — Краснооктябрьский мост. Ближайшая станция метрополитена (230 м) — «Балтийская».

С 1860 до 1914 года мост назывался Штиглицким, по имени А. Л. Штиглица, построившего Петергофскую железную дорогу. Существующее название известно с 1870-х годов[1] и дано по Ново-Петергофскому проспекту (современный Лермонтовский проспект).

Первый мост был построен на этом месте в 1857 году[2]. Это был деревянный трапецеидально-подкосный трёхпролётный мост[3][4][5][6]. В 1883 году он был принят в ведение города[7]. В дальнейшем, с незначительными изменениями конструкции и ширины, мост ремонтировался в 1888[8], 1891[9] и 1908—1909[10][11] годах. Последний ремонт был осуществлён по проекту, разработанному инженером К. В. Ефимьевым[5].

В 1916 году, в рамках празднования Лермонтовских дней, городское управление Петрограда испросило высочайшее соизволение переименовать мост в Лермонтовский и перестроить его, украсив мост четырьмя обелисками с изображениями Лермонтова: ребёнком, до поступления в училище, юнкером и офицером[12].

В конце 1920-х годов в связи с намечавшейся прокладкой трамвайной линии по Лермонтовскому проспекту возникла необходимость постройки нового моста[2]. Авторами выступили инженеры О. Е. Бугаева, Н. Е. Ермолаев, М. И. Жданов, а также архитектор К. М. Дмитриев[13]. Архитектурное оформление моста было выполнено при участии главного архитектора Ленинграда Л. А. Ильина[14]. Проект консультировал профессор Г. П. Передерий[6][15]. В ходе проектирования рассматривались несколько вариантов конструкции нового моста: однопролётного арочной системы, однопролётного рамно-консольной системы, трёхпролётного неразрезной балочной системы и трёхпролётного обычной балочной системы. К осуществлению был принят новый, пятый по счету, проект моста монолитной рамной конструкции[5]. Строительство моста осуществлялось в 19311932 годах. В 1960 году по предложению главного инженера Ленмостотреста Петра Степнова не отличавшиеся художественными качествами перила моста из пруткового железа были заменены художественными чугунными решётками по проекту Ирины Бенуа[5][4][2][13].