Форш, Ольга Дмитриевна


О́льга Дми́триевна Форш (урождённая Комарова; 16 [28] мая 1873, Дагестанская область — 17 июля 1961, Ленинград) — русская советская писательница, драматург. Известна в основном как автор исторических романов, рисующих революционно-демократическую борьбу в России на примерах выдающихся личностей.

Дочь генерала Д. В. Комарова, тётка поэтессы Нины Хабиас. Ольга родилась 16 (28) мая 1873 год в Гунибе (ныне Дагестан), где генерал был начальником военного округа. Мать (азербайджанка Нина Шахэтдинова , двоюродная сестра Павла Флоренского) умерла рано, отец вторично женился. После его смерти в 1881 году мачеха отдала Ольгу в Ольгинскую гимназию Ставрополя и Московский Николаевский сиротский институт (1884—1891). Вначале Ольгу привлекала карьера художницы, и она училась в художественных мастерских Киева, Одессы и Санкт-Петербурга, в том числе у П. П. Чистякова.

В 1895 году Ольга Комарова становится женой Бориса Эдуардовича Форша, сына генерал-лейтенанта Э. И. Форша, руководившего Корпусом военных топографов. Супруги Форш часто живали в смоленском имении Герчики, которым владели сестра Бориса и её муж А. П. Мещерский. В 1906—1910 годах жили в Киеве, затем переехали в Царское Село.

Ольга Форш стала печатать свои произведения в 1907 году. Первый удачный рассказ «Был генерал» (1908) напечатан в журнале «Русская мысль». В ранних произведениях: повести «Рыцарь из Нюрнберга» (1908), незавершённом романе «Дети земли» (1910, переработан в рассказ «Богдан Суховской», 1928) — определился интеллектуализм прозы Форш, характерные черты её героя: неудовлетворённость действительностью и духовные поиски. В этот период увлекалась теософией, ездила в Париж брать уроки магии у Папюса.

В 1918 году переехала в Москву, в мае 1919 года была командирована во Всеукриздат в Киеве, после смерти мужа в 1920 году вернулась в Петроград, поселилась в Доме искусств. Была членом Вольфилы.

Истории революционной мысли и движения в России посвящены романы Форш: «Одеты камнем» (1924—1925) о судьбе революционера М. С. Бейдемана; «Горячий цех» (1926) о революции 1905-07; «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 — «Казанская помещица», 1935; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939), «Первенцы свободы» (1950-53) о декабристах. Судьба творческой личности в условиях деспотического режима изображена в романах «Современники» (1926) о Н. В. Гоголе и А. А. Иванове и «Михайловский замок» (1946) о трёх поколениях русских зодчих (В. И. Баженов, А. Н. Воронихин, К. И. Росси).