Позитивизм


Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма — «Всё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук».

Идеи, предвосхищавшие концепции позитивизма, развивали стоики. Во-первых, наряду с некоторыми другими школами направления античного скептицизма и задолго до появления научной методологии, стоики подняли вопрос критерия истины, понимая непригодность для этой роли очевидности и определив, что познание означает отказ от принятия чего-либо на веру[1]. Во-вторых, и здесь именно они были новаторами, стоики признали внутренний мир каждого человека «утешительным» миром теории и интерсубъективной «истины», отделив его от внешней реальности. В-третьих, они сфокусировали главный вопрос познания на методе связывания наблюдений и теории, а не на полученной «истине»[2].

Таким образом, стоики, как и Иммануил Кант две тысячи лет спустя, определили эмпирический характер научной истины и указали на эмпиризм как на естественное и непреодолимое ограничение теоретического мышления, но не исключали его полностью. Ранние позитивисты же довели эмпиризм Канта до предела, не просто обозначив границы применения, но исключив из науки теоретическое мышление как таковое[3].

Основоположником позитивизма является основоположник социологии как науки Огюст Конт (1830-е годы). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей: Милля[4] и Спенсера[5]. Этот позитивизм получил название первого, или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрёл свою специфику. Поэтому его стали отличать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом[6], или эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма[7]. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса[8]: