Праздник Тела и Крови Христовых


Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви — праздник, посвящённый почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии, поэтому в греко-католической церкви называется также Праздником Пресвятой Евхаристии[1]. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на десятый день после Пятидесятницы, 60-й день после Пасхи. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi — Тело Христово) от латинского имени праздника. Имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников.

Праздник возник в XIII веке. Согласно церковному преданию, в 1263 году в Больсене, небольшом городке к северу от Рима произошло чудо. Молодой священник из Богемии сомневался в реальности таинства Евхаристии — пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. После визита в Рим он просил разрешения отслужить мессу на алтаре в крипте Санта-Кристина-ин-Больсена. В момент поднятия гостии, после того, как он умолял Господа развеять его сомнения, он увидел как на антиминсе в пяти местах выступила кровь соответственно пяти ранам Христа на кресте (схожее чудо произошло ранее в церкви Сант-Амброджо во Флоренции). Услышав о чуде, папа Урбан IV, пребывавший с 1262 года в Орвието, недалеко от Больсены, послал епископа забрать священное полотно. Реликвия была доставлена. Папа признал это чудесное событие и 11 августа 1264 года распространил торжество на всю Церковь, учредив праздник «Праздник Тела и Крови Христовых» (Corpus Domini, 1264) при апостольском престоле. К этому же периоду относится и основание братства «Corpus Christi»[2].

Cначала праздник был местным; его распространение связывают с личностью святой Юлианы из Льежа. В 1251 году Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а уже в 1264 году папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви. Днем праздника был выбран именно четверг, когда Христом было установлено таинство Евхаристии. Сутью праздника является чествование Евхаристии — Тела и Крови Иисуса Христа, под видами хлеба и вина, которые являются «источником и свершением целостности христианской жизни» (II Ватиканский Собор, Конституция о Церкви, § 11) и в ней присутствует все духовное благо Церкви, то есть сам Христос. В Украинской Грекокатолической Церкви празднование было введено постановлениями Замойского собора в 1720 году и с тех пор отмечается ежегодно[1].