Проспект Энгельса


Проспект Э́нгельса — одна из крупнейших по протяжёности улиц в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Новосильцевского переулка до Кольцевой автодороги. Является одним из северных въездов в Петербург.

Проспект Энгельса начинается от пересечения с Новосильцевским переулком, там где заканчивается Большой Сампсониевский проспект. В районе домов 22—28 проспект пересекает Светлановскую площадь, минует станцию метро «Удельная», при пересечении с проспектом Тореза и Северным проспектом — взбирается на Поклонную гору, встречается с Выборгским шоссе, минует следующую станцию метро — «Озерки», затем — метро «Проспект Просвещения», по Парнасскому путепроводу пересекает Окружную железнодорожную линию, проходит исторический район Парнас (проходит в 500 м восточнее станции метро «Парнас»), пересекает КАД и переходит в трассу «Сортавала» (Новоприозерское шоссе). Изначально доходил только до Суздальского проспекта. Длина составляет 11 км.

В XVIII веке южная половина современного проспекта Энгельса (до Выборгского шоссе) входила в Выборгский тракт[1].

Застройка района Удельная началась в начале XX века, и к 1916 году участок Выборгского шоссе был достаточно плотно застроен. В 1886 году по участку от Большого Сампсониевского проспекта до 2-го Муринского проспекта была проложена первая линия парового трамвая, который в 1914 году был заменён электрическим. В 1916 году планировалось продлить трамвайную линию в направлении Удельной[2], но в связи с революцией эти планы не осуществились.

В 1918 году участок Выборгского шоссе, застраиваемый зданиями, получил собственное название «улица Энгельса», в честь Фридриха Энгельса, одного из основоположников марксизма. Выбор названия, видимо, определялся тем фактом, что новый проспект был продолжением проспекта Карла Маркса (переименованного Большого Сампсониевского). В 1920 году был национализирован крупный завод «Светлана», который производил лампы накаливания, на его базе строится крупное промышленное предприятие.

В связи с этим в 1929 году по проспекту был пущен трамвай, в 1925 году вся чётная сторона проспекта уже была застроена[3]. В 1933 году проспект оканчивался перед поворотом к Поклонной горе, по всему проспекту был проложен трамвай, от Исакова переулка (современной Манчестерской улицы) до Поклонной горы сформировалась застройка[4].