Пэн, Юдель Моисеевич


Ю́дель Моисе́евич Пэн (иногда Юдаль и Юрий, в разные периоды жизни отчества Мойшевич, Мовшович и Мовшевич, фамилия также Пен,[1] идиш יודל פּען‎ — Юдл Пэн[2]; 24 мая (5 июня1854Новоалександровск, Ковенская губерния, Российская империя — 1 марта 1937, Витебск, Белорусская ССР, СССР) — белорусский,позже советский живописец, педагог, видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века. Известен также как учитель многих витебских художников, в том числе Марка Шагала[3].

Юдель Моисеевич Пэн родился 24 мая (5 июня1854 года в городе Новоалександровск (ныне Зарасай, Литва)[4], был младшим ребёнком в многодетной семье Мовши Гершоновича Пэна (1819—?) и Цивки Пэн (1820—?)[5][6]. Отец выставлялся кандидатом в городскую управу, ему принадлежал собственный деревянный дом[7].

Рано осиротев, с 1867 года работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1879 году переехал в Петербург, где в 1880 году поступил в Академию художеств. Учился у П. П. Чистякова и Н. А. Лаверецкого. По окончании Академии (1886) жил в Двинске и Риге, где познакомился с бароном Н. А. Корфом, который приглашает живописца в своё витебское имение, где бывают друзья барона — И. Репин, Ю. Клевер и другие.

В 1898 году поселился в Витебске и открыл там частную Школу рисования и живописи, существовавшую до 1919 года — первое в России еврейское художественное училище, которое было преобразовано Марком Шагалом в Витебское художественное училище, существовавшее до 1941 года[8]. Учениками Юделя Пэна были Лев Зевин (в 1917—1918 гг.), Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Ева Левина-Розенгольц, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Александр Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Пётр Явич, Илья Чашник, Семён Школьников, Иосиф Меерзон. В 1907 и 1914 годах проходили выставки Пэна и его учеников.

В своих картинах Юдель Пэн показал жизнь еврейской бедноты («Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат», «После забастовки»). После 1905 года в творчестве Пэна появляются религиозные мотивы — «Еврейский раввин», «Последняя суббота». В 1920-х годах создает картины «Сапожник-комсомолец» (1925), «Сват» (1926), «Швея» (1927), «Пекарь» (1928).

Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года. Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством[9] (племянником Абрамом Рувимовичем Файнштейном; соучастница — племянница Нэха Рувимовна Файнштейн[10]). Похоронен на Старо-Семёновском кладбище в Витебске.[11]