Реформация в Венгрии


Реформация в Венгрии — религиозное и общественно-политическое течение, зародившееся в Венгрии в двадцатых годах XVI века. Причинами, спровоцировавшими реформацию, стали раздробленность государства, огромное влияние католической церкви на государственный аппарат, тесные связи высших католических священников с Габсбургами, возможность освобождения от церковных податей и налогов.

Церковь в Венгерском королевстве всегда занимала привилегированное положение. Высшие церковные чины входили в состав государственного совета и даже возглавляли придворную канцелярию, а также имели значительное представительство в верхней палате государственного собрания. Помимо этого в распоряжении церкви были большие земельные наделы, население облагалось многочисленными налогами и повинностями. Именно поэтому распространение учения Лютера нашло многочисленные отклики среди крестьянства, горожан и мелких дворян.

Лютеранские идеи проникли в Венгрию вскоре после того, как Мартин Лютер прибил свои «95 тезисов» к воротам Дворцовой церкви Виттенберга в 1517 г. Его привезли с собой германские торговцы, поэтому сначала она распространялось именно среди немецкого населения Венгрии. Следующими «вестниками Реформации» стали студенты, обучавшиеся в Виттенберге и других городах Германии.

Поначалу венгерское дворянство видело в лютеранском течении только опасность. И без того раздробленная завоевателями страна могла быть окончательна развалена внутренними религиозными войнами. В 1521 году даже был издан Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера преступником. Издание и распространение его трудов было под запретом.

Раздробленностью государства и воспользовались первые протестантские проповедники. Они ездили по оккупированным турками территориям и распространяли реформатские идеи среди обычного городского населения. Населённые пункты, которые присоединялись к течению, сразу же перестраивали свои церкви: из них выносились статуи и картины, а священникам было предложено либо присоединиться к Реформации, либо покидать приходы, а их места занимали лютеранские пасторы.

В городах Реформация получила особую поддержку у мелких дворян и торговцев. Реформационные течения не ограничивали их права и предоставляли больше свободы для неклерикальных сословий. Феодалы использовали Реформацию для захвата церковных земель. Новое учение в обязательном порядке навязывалось крепостным, что искусственно создавало большее количество перешедших на другую сторону.[1]