Романтизм


Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризует культ разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает идеал природы, чувств и естественного в человеке. В эпоху романтизма оформляется образ романтического героя, а также многие феномены и ритуалы современной жизни: туризм, альпинизм, пикник. Одна из главных идей романтизма — восстановление единства человека и природы [источник не указан 349 дней]. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией[источник не указан 349 дней].

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос[источник не указан 349 дней]. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному — сущностные черты романтического мировосприятия[2].

Романтизм был связан с интересом к истории. Начинают проводиться исторические изыскания для того, чтобы показать древность народа, древность национального единства (романтический национализм). В философии романтизма народ воспринимается как единая коллективная личность, в которой каждый человек является лишь её малой частью. В романтизме были и шовинистические, национально-высокомерные мотивы. Так, если Эйхендорф был горд, что немцы не хуже других, то Клейст был убеждён, что они лучше других[3][4].