Рыбаков, Вячеслав Михайлович


Вячесла́в Миха́йлович Рыбако́в (род. 19 января 1954 года, Ленинград) — советский и российский писатель, историк-востоковед, переводчик, сценарист, публицист[3]. Доктор исторических наук (2009).

В 1976 году окончил восточный факультет ЛГУ им. А. А. Жданова. Ученик Е. И. Кычанова. Кандидат исторических наук (1982, диссертация «Правовое положение чиновничества в Китае при династии Тан, VII—X вв»), доктор исторических наук (2009, диссертация «Китайская бюрократия периода Тан (618—907 гг.) по материалам исторических и юридических источников»; официальные оппоненты Б. Г. Доронин, В. С. Кузнецов и В. А. Якобсон)[4]. Работает в ИВР РАН в должности главного научного сотрудника.

В литературе дебютировал в 1979 году фантастическим рассказом «Великая сушь» («Знание — сила», № 1). Участник знаменитого семинара фантастов под руководством Бориса Стругацкого (с 1974 года)[5]. Первые авторские книги — вышедшие почти одновременно в 1990 году сборник «Своё оружие» и роман «Очаг на башне», за которые в 1991 году удостоен премии «Старт», присуждаемой автору лучшей дебютной книги фантастики.

Опубликовал четырёхтомный комментированный перевод с китайского уголовного кодекса времен династии Тан, отрывки из которого цитируются в романах Хольма ван Зайчика.

В 1986 году вышел фильм «Письма мёртвого человека» (реж. К. С. Лопушанский), снятый по сценарию Рыбакова (при содействии Б. Стругацкого). В 2006 году Рыбаков выступил как сценарист ещё одного фильма Лопушанского — «Гадкие лебеди» (по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких).

В своих произведениях Вячеслав Рыбаков раскрывает прежде всего нравственную проблематику. Его книги, по утверждению фантастоведа доктора филологических наук профессора Е. Н. Ковтун, — пример того, «как тонко и лирично фантастика способна повествовать о любви и сложных отношениях между людьми»[6].