Сент-Бёв, Шарль Огюстен де


Шарль Огюсте́н де Сент-Бёв (фр. Charles Augustin de Sainte-Beuve; 23 декабря 1804, Булонь-сюр-Мер — 13 октября 1869, Париж) — французский литературовед и литературный критик, заметная фигура литературного романтизма, создатель собственного метода, который в дальнейшем был назван «биографическим»[1]. Публиковал также поэзию и прозу. Главные произведения Сент-Бёва — несколько циклов литературных портретов, книга «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма», роман «Сладострастие».

Родился в Булонь-сюр-Мер в семье инспектора налогового ведомства, который умер незадолго до его рождения. Воспитанием единственного сына занималась его мать, которая определила его в местный пансион Блерио (Blériot), где основное внимание уделяли гуманитарному воспитанию и наукам. В 1818 году переехал в Париж для продолжения образования; учился в пансионе Ландри, который в 1821 году получил название коллеж Бурбона, где изучал филологию и философию. В этом же году на всеобщем конкурсе коллежа он получил первую премию за написанную на латинском языке поэму «Пётр Великий посещает Сорбонну». По окончании коллежа в 1824 году Сент-Бёв начал сотрудничать в литературной газете «Глоб» (фр. Le Globe), которая была создана как публичный орган группы так называемых доктринёров, придерживавшихся принципов буржуазного либерализма. Издание уделяло значительное внимание литературной критике. В середине 1820-х напечатал на страницах газеты ряд рецензий.

В 1828 году написал очерк «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI века», где обосновал правомерность литературного новаторства романтиков. Фактически именно Сент-Бёву принадлежит заслуга реабилитации поэзии французского Ренессанса (Ронсар, Дюбелле) после долгого забвения. Сент-Бёв — автор книги «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма» (1829), неровной по своим художественным достоинствам, но удачно отразившей характерное для своего времени умонастроение; Жозеф Делорм перекликается с гётевским Вертером. Написанный в период любовной связи автора с Адель Гюго роман «Сладострастие» (1831) заключает в себе немало автобиографических элементов. Считается, что Бальзак в романе «Лилия долины» вдохновлялся «Сладострастием»[2]. Самые известные из сочинений Сент-Бёва — несколько циклов его литературных портретов (1830-е — 1840-е годы). По мнению Г. В. Плеханова, «литературные взгляды Сент-Бева были во многих отношениях близки ко взглядам Белинского, также он дружил с французской писательницей графиней Аделаидой-Марией-Эмилией Сузой[3]. Для него, как и для нашего критика, литература была выражением народного самосознания»[4].