Следственный комитет Республики Беларусь


Следственный комитет Республики Беларусь (бел. Следчы камітэт Рэспублікі Беларусь) — орган предварительного следствия в Беларуси, образованный путём слияния следственного аппарата органов прокуратуры с подразделениями предварительного расследования из системы МВД и КГК. Образован 12 сентября 2011 года, начал свою деятельность 1 января 2012 года[1]. Председателем Следственного комитета является Дмитрий Юрьевич Гора (c 11 марта 2021 года)[2].

История белорусского следствия во многом связана со сложившейся системой права в Российской империи и в СССР.

В Российской империи постоянно действующий Следственный аппарат был создан Судебными уставами 1864 года и существовал при судах. В книге первой Судебных уставов «Общее учреждение судебных учреждений» указано, что «для производства следствия по делам о преступлениях и проступках» при судах «состоят Судебные Следователи», которые «назначаются Высочайшую властью, по представлениям Министра Юстиции» на основании представления «общего собрания Суда при участии Прокурора», и увольнение их с должности зависело «от той власти, коею они определены к должностям».

Несмотря на то, что производство предварительного расследования поручалось должностным лицам судов, со времени введения в 1864 г. должностей судебных следователей они фактически выводились из-под административного подчинения руководителей судов, при которых состояли, а также не были они подчинены и прокурорам.

На прокуроров, в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, возлагался надзор за следствием. При этом прокуроры получили достаточно широкие надзорные полномочия за расследованием судебными следователями уголовных дел, в то же время прокуроры лишены были права производства предварительного расследования. Как было записано по этому поводу в данном Уставе, «Прокуроры и их Товарищи предварительное следствие сами не производят, но дают только предложения о том следователям и наблюдают постоянно за производством следственных действий»[3].

В дальнейшем, за истекшую полуторавековую историю своего функционирования, следственный аппарат претерпел немало организационно-структурных перестроек, связанных с изменениями социально-политического строя и решаемых им практических задач.