Теория деятельности


Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная С. Л. Рубинштейном и развитая А. Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг. «Если оставить в стороне отдельные постановки вопросов и ориентироваться только на достаточно систематические разработки, то, наверное, можно сказать, что в философии изучение деятельности как таковой началось примерно 350 лет назад, хотя общие основания и определенная традиция в этой области шли уже от Аристотеля»[1].

Рубинштейн заложил основы деятельностного подхода и обосновал его философское значение с опорой на тексты Маркса (и, в меньшей степени, Энгельса) ещё в первых своих собственно психологических публикациях середины 1930-х годов. Леонтьев разрабатывал теорию как таковую приблизительно с 1960-х годов, то есть уже после смерти основателя этого подхода Сергея Рубинштейна в 1960 г. При этом Леонтьев декларативно опирался на труды Л. С. Выготского и на философское обоснование этих трудов, то есть философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис этого подхода, как он был сформулирован ещё в самых первых публикациях Рубинштейна середины 1930-х годов, формулируется следующим образом: единственный путь преодолеть разрыв между «внутренним» (то есть, условно говоря, индивидуальной психикой) или, иначе, с философской точки зрения, «субъектом» и, с другой стороны, «внешним» (то есть, окружающим миром физических явлений и процессов), иначе, «объектом» — это рассматривать их как неразрывное единство «субъекта-объекта», объединенных в «сознательной деятельности». Именно таким образом снимается логическое противоречие и дуализм «внешнего-внутреннего», присущий всей предшествовавшей психологической науке.