Теория масонского заговора


«Масо́нский заговор» — антимасонская теория заговора, согласно которой тайное общество масонов оказывает влияние на многие значительные исторические события — государственные перевороты, революции, убийства знаменитых и влиятельных людей, управляет или стремится управлять миром.

Сторонники теории считают, что целью масонов является подрыв устоев христианской цивилизации (включая православную Россию) и создание организации, которая способна править миром, заменив суверенные государства и правительства[1]. Большое число таких теорий заговора известно с конца XVIII века[2]. Теория масонского заговора, как предполагалось, призвана «объяснить», в частности, Великую французскую революцию[3].

Неприязнь к масонам как социальное явление возникла в XVIII веке. Как отмечает Дуглас Смит, негативное отношение к масонам на всех общественных уровнях в Российской империи зародилось почти сразу после возникновения первых лож[4].

После переворота 1741 года императрица Елизавета списывала многие неудачи русского государства, пришедшиеся на период правления Анны Иоанновны, на немцев, а также их приспешников. Распространение масонства, по мнению императрицы, также было частью немецкого влияния. В вину русским вельможам и офицерам, поддерживавшим Анну Иоанновну, вменялось разграбление казны, предательство народа русского и усиление масонского влияния в государстве[5]. Особую поддержку обвинения людей «нрава фримасонского» в упадке государства получили в лице церкви[6]. К числу обвинений в адрес масонов (помимо государственной измены) добавились обвинения в предательстве христианской веры и сатанизме[7].

Аналогичные обвинения в это время во Франции высказывал аббат Огюстен Баррюэль. Так, в работе 1792 года «Иллюстрированные мемуары истории якобинства» Баррюэль утверждал, что евреи, масоны и иллюминаты преследуют цель свержения европейских монархий и умаления авторитета церкви. Баррюэль называл масонов зачинщиками и виновниками Французской революции, приведшей к великим кровопролитиям[8].

Существенную роль в представлениях о масонстве, как о тайном сатанистском заговоре сыграла также серия книг Лео Таксиля о масонах и их связях с дьяволом и поклонении ему, в которых автор описал мифическое общество палладистов, представительницей которого сделал мадам Воган, на деле являвшуюся его машинисткой. В 1897 году в Париже в стенах Географического общества Таксиль неожиданно для всех почитателей его таланта и особенно для католического духовенства, для которого он в основном и писал свои «исследования», вдруг выступил с публичным разоблачением, что всё написанное им о масонах — мистификация, осуществленная с несколькими помощниками ради разоблачения обскурантизма церковников. Скандал нанёс большой ущерб авторитету церкви, но многие отказывались верить в саморазоблачение Таксиля[10][11].