Хроника Евсевия


Хроника — написанный в начале IV века фундаментальный труд Евсевия Кесарийского, суммировавший данные античной хронографии, объединивший её с библейской и ставший основой многих средневековых хроник. Полноценный текст сохранился только в армянском переводе V века[1]. Возможно, самое раннее произведение Евсевия.

Евсевий Кесарийский (лат. Eusebius Caesariensis) — епископ Кесарийский, родился, вероятно, в Кесарии Палестинской в 60-х гг. III в.

Он получил солидное образование у пресвитера Памфила, чьё имя в знак глубокого уважения к своему учителю он впоследствии добавил к своему собственному. Евсевий принимал участие в сборе и систематизации раннехристианских и других авторов для библиотеки, основанной Памфилом в Кесарии. Идентифицируя и корректируя рукописи, готовя справочные пособия, к которым, возможно, относилась его «Хроника», он превратился из простого архивариуса в архивариуса-исследователя. Такой «кабинетный» образ жизни, позволявший Евсевию спокойно заниматься литературной деятельностью и расширять свои знания, продолжался до самого начала IV в.

Эдикт императора Диоклетиана от 23 февраля 303 г., открывший полосу антихристианских гонений, резко изменил судьбу кесарийского затворника. Для него настало время скитаний по Палестине, Египту и Финикии, когда он оказался свидетелем жестоких расправ над своими единоверцами. В течение нескольких лет Евсевий разделял с Памфилом тюремное заключение в Кесарии, и там же пережил мученическую смерть учителя и покровителя. После прекращения гонений в 311 г. он перебрался в Тир, где был посвящён в сан предстоятеля кесарийской церкви. Евсевий Кесарийский скончался в 339 г., немного не дожив до своего восьмидесятилетия.

В первой её части, «Хронографии», даётся сжатый обзор истории ряда древних народов, включая списки царей и продолжительности их правления. Вторая часть, «Хронологические каноны», представляет собой сборник синхронических таблиц основных событий истории от библейского Авраама до 325 г. Из-за противоречий между датировкой библейских событий в еврейском тексте и Септуагинте Евсевий начал изложение лишь с Авраама, отметив, что дата сотворения мира в различных версиях Библии различается.

В этом труде Евсевий, опираясь на более ранних авторов, разработал хронологию истории, ориентированную на передачу её универсального характера и смысла. «Хроника» — это одновременно и историческое, и теологическое сочинение, ибо главной её задачей было доказать на исторических фактах древность и основанный на ней авторитет Ветхого Завета. Заслуга Евсевия в том, что он попытался упорядочить по времени основные исторические события всемирной истории.