Шлаковоз


Шлаково́з — вагон, состоящий из шлаковозного ковша, установленного на платформе специальной конструкции, предназначенный для транспортировки жидкого шлака от доменной или мартеновской печи на шлаковый отвал.

С момента возникновения доменного производства до конца XIX века, когда производительность доменных печей была не очень высокой, чугун во время выпуска из печи выпускали на литейный двор, а шлак на специальную шлаковую площадку (шлаковый двор), расположенный непосредственно возле печи на земле. Шлак после выпуска и отверждения измельчали и вывозили на тачках в отвал.

Впоследствии шлаковый двор начали застилать чугунными плитами, на которых измельчали застывшую шлаковую массу. Таким образом на уборку шлака и чугуна расходовалось много времени и физического труда, что сдерживало рост производительности доменных печей.

Проблема бесперебойной механизированной уборки шлака и чугуна была решена лишь после того, как продукты плавки стали разливать в ковши. Благодаря этому литейный двор вместе с печью был поднят над уровнем нулевой отметки, чтобы чугун и шлак, выпускаемые из печи, могли желобами стекать в ковши, установленные на железнодорожных путях под литейным двором.

Платформа шлаковоза является сварной конструкцией. Основными несущими элементами являются изогнутые балки, к которым приварены площадки, что является основой стоек опорного кольца и механизма опрокидывания.

Платформа опирается на две двухосные тележки. Опорное кольцо служит для посадки в него ковша. Опорное кольцо — стальная отливка, в стенках которой имеются овальные отверстия для лучшего охлаждения воздухом стенок ковша. Опорное кольцо отлито как одно целое с опорными бегунками и цапфами.