Экзистенциализм


Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также филосо́фия существова́ния — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы.

Существуют две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм[1]. По мнению представителя второй из этих разновидностей экзистенциализма Жан-Поля Сартра, исходный пункт экзистенциализма сформулирован одним из героев Достоевского: «если Бога нет, то всё дозволено»[2].

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм — не просто философское направление, а, скорее, культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[3][4].

Прародителем экзистенциализма стал Сёрен Кьеркегор, хотя он не использовал термин «экзистенциализм». Кьеркегор использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование», «экзистирующий субъект» в своём фундаментальном труде «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»[en]» Кьеркегор цитирует Фридриха Адольфа Тренделенбурга: «Экзистенция есть непосредственное единство рефлексии-в-себе и рефлексии-в-другом. Отсюда следует, что экзистенция есть неопределённое множество существующего». Кьеркегор писал: «Нет, однако, другого такого философа, от которого я получил бы более, чем от Тренделенбурга». Задолго до Зигмунда Фрейда Кьеркегор использовал термин сексуальность. В «Понятии страха[en]» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность». Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем. При этом по мнению современного исследователя Х. Дрейфуса, философия Кьеркегора скорее близка к понятию нигилизма[5].