Энвайронмент (искусство)


Энвайронмент, инвайронмент (англ. environmental art — средовое искусство, англ. environment — окружающая среда) — одна из форм авангардного современного искусства.

Это ряд художественных практик, охватывающих как исторические подходы к природе в искусстве, так и более поздние экологические и политически мотивированные работы.[1][2] Экологическое искусство развилось от формальных проблем, использования земли как скульптурного материала, к более глубоким связям систем, процессов и явлений с социальными проблемами.[3] Комплексные социальные и экологические подходы, разработанные как этическая, направленная на восстановление экологии позиция, появились в 1990-х годах.[4] За последние десять лет экологическое искусство стало темой выставок во всем мире, поскольку социальные и культурные аспекты изменения климата выходят на первый план.

Термин «Энвайронмент» часто охватывает «экологические» проблемы, но не описывается только ими.[5] На первый план в энваронменте выходит связь художника с природой и использование естественных материалов.[1][2] Эта концепция тесно связана с ленд-артом и развивающейся областью экологического искусства. Художники в энвайронменте часто используют идеи из науки и философии, что делает область междисциплинарной. Практика включает традиционные медиа, новые медиа и важнейшие общественные формы производства. Работы включает в себя полный спектр ландшафтных / экологических условий от сельских до пригородных и городских, а также городских / сельских промышленных.

Концепция энвайронмента заключается в вовлечении зрителя в арт-пространство, в слиянии окружающей среды с художественным объектом. Это направление стремилось сломать исторически сложившуюся традицию представления искусства как чего-то отличного от жизни, к созданию натуралистичных арт-объектов, имитирующих реальную среду. Зритель энвайронмента становится его «соучастником».[6][7]. Энвайромент часто использовался в поп-арте.[8]

Можно утверждать, что энвайронмент как искусство началось с наскальных рисунков Палеолита. В то время как никакие пейзажи (пока) не были найдены, наскальные рисунки описывают другие аспекты природы, важные для пещерных людей, такие как животные и человеческие фигуры. «Это доисторические наблюдения за природой. Так или иначе, природа на протяжении веков оставалась приоритетной темой для творчества»[9]. Более современные примеры энвайронмента относят к пейзажной живописи и репрезентации. Когда художники рисовали на пленэре, они устанавливали глубокую связь с окружающей средой и погодой, и впоследствии переносили эти пристальные наблюдения на свои полотна. Картины неба Джона Констебла «наиболее точно описывают небо в природе».[10] Лондонская серия Моне также иллюстрирует связь художника с окружающей средой. «Для меня пейзаж не существует сам по себе, так как его внешний вид меняется ежемоментно; окружающая атмосфера оживляет его, воздух и свет бесконечно варьируются, и только окружающая атмосфера дает субъектам их истинную ценность»[11].