Ярославский троллейбус


Яросла́вский тролле́йбус — троллейбусная система города Ярославля. Открытие троллейбусного движения состоялось 7 ноября 1949 года. Перевозку пассажиров осуществляет АО «Яргорэлектротранс» («ЯрГЭТ»).

В 1936 году на Ярославском государственном автомобильном заводе освоили выпуск троллейбусов. Машины моделей ЯТБ-1, а позже ЯТБ-2 и ЯТБ-4 изготавливали для Москвы и Ленинграда, также специально для Москвы было построено 10 уникальных двухъярусных машин ЯТБ-3. В самом Ярославле, однако, троллейбусы не использовали — хватало разветвлённой трамвайной сети. В мае-июне 1941 года производство троллейбусов было передано в Ташкент.

Движение троллейбусов в Ярославле открыли 7 ноября 1949 года. Первая линия была проложена от станции Всполье по улице Свободы до Красной площади (сейчас это маршрут № 1, удлинённый до ЯШЗ), где начали работать 6 машин МТБ-82. Позже проложили ещё два новых маршрута: № 2 и № 3, соединившие Республиканскую улицу, площадь Труда и проспект Ленина. «Двойка» двигалась по часовой стрелке, «тройка» — в обратную сторону. В конце 50-х троллейбус № 4 связал гостиницу «Турист» и посёлок Иваньково[2].

В 1960-е годы в город поставляли машины ЗиУ-5. Полная замена парка на ЗиУ-9 произошла к началу 1980-х годов. В конце 80-х — начале 90-х годов в городе действовало 10 маршрутов, один из них (№ 6) выходил даже за городскую черту — к отдалённой 3-й проходной Новоярославского НПЗ. В 90-е годы новые машины поступали стабильно, правда, их заводское качество иногда оставляло желать лучшего. Большая часть этих машин уже списана.

В 1998 году город получил 2 первые сочленённые машины ЗиУ-6205, которые работают и по сей день на маршруте № 9. В 2002 году сочленённые троллейбусы («гармошки») составляли уже четверть парка — в депо города поступило 30 таких машин. На линии города в это время ежедневно выходили около 110—115 троллейбусов. В начале 2000-х годов на военной инженерной базе № 81 был освоен капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Внешне отремонтированные на этой базе машины резко выделяются на фоне остальных — передний обтекатель и задний борт на них поставлены от автобусов МАЗ-104, также собираемых на этой базе. В начале 2000-х закрыли нерентабельные маршруты № 2, 6, 10, демонтировали троллейбусную линию на НПЗ длиной более 5 км. Позже маршрут № 2 был восстановлен, но он стал выполнять лишь несколько рейсов в день.