АП (дизель-поезд)


АП (автомотриса пригородная) — дизель-поезд (по классификации на время создания — двухвагонная автомотриса)[к 2], построенный Калужским машиностроительным заводом по проекту Коломенского завода в середине 1930-х годов в единственном экземпляре. Может упоминаться вместе с порядковым номером (АП-1)[1][2][3][4][5].

Дизель-поезд АП спроектирован заводом после изготовления служебных автомотрис АС. Работы проводились под руководством профессора Я. М. Гаккеля. На этот раз планировалось создать комфортный дизельный подвижной состав для пассажиров, причём один вариант (который и был реализован) предназначался для пригородных перевозок, а другой (с тремя кузовами вагонов с опорой на четыре тележки, то есть поезд сочленённого типа с общими тележками) планировалось использовать на междугородных линиях[1].

Состав предназначался для использования на пригородных (в том числе неэлектрифицированных) линиях СССР[1]. В частности, единственный построенный поезд АП-1 собирались эксплуатировать на Московско-Курской железной дороге[6].

Построенный дизель-поезд состоял из двух вагонов. Один вагон включал дизель-генераторную установку (ДГУ) и опирался на пару двухосных тележек (приводную — с тяговыми электродвигателями на каждой оси — и поддерживающую)[1]. При этом на обоих его концах были кабины машиниста[2]. Другой вагон также опирался на две двухосные тележки, но в данном случае обе тележки были поддерживающие. Этот вагон имел как минимум одну кабину машиниста. Таким образом, поезд состоял из моторного головного (Мг) и прицепного головного (Пг) вагонов (композиция Мг+Пг). Наличие кабин по обоим концам состава позволяло изменять направление движения поезда без перецепления вагонов[1]. Такие особенности составности позволяют относить его к дизель-поездам[1][3][4][5].

Поезд АП построен в единственном экземпляре и получил порядковый номер 1. Этот номер нанесли на корпус вагона (на сохранившихся фотографиях он виден на вагоне Мг под лобовыми стёклами по центру кабины машиниста). Сведений о наличии этого номера на вагоне Пг не обнаружено, как и нет данных о маркировке с обозначением серии, приписки и тому подобного[1][2].